Политолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин - о шансах парламентских партий на выборах в Народный Хурал Бурятии.До Единого дня голосования осталось всего два месяца. Все партии, претендующие на места в Народном Хурале Бурятии, уже вышли на линию старта и приготовились к рывку. Однако шансы на получение заветных мандатов уже примерно известны в случае каждого из участников «предвыборного марафона»
«Единая Россия» является очевидным фаворитом. Во-первых, ее ведет на выборы лично глава республики
Алексей Цыденов. Губернатор на сегодняшний день – наиболее популярный и узнаваемый политик Бурятии. Это факт. Во-вторых, накануне неофициального начала избирательной кампании правящая партия и глава региона презентовали жителям Бурятии вполне конкретный и финансово обеспеченный образ «светлого будущего», включающий в себя
газификацию республики и
реновацию Улан-Удэ в соответствии с утвержденным мастер-планом. Т.е. речь идет о среднесрочных мегапроектах, польза которых для обывателя вполне понятна даже для тех, кто Ван Гога путает с Ван Даммом.
Явный аутсайдер – это «Справедливая Россия». Региональное
отделение партии фактически лишено полноценной политической инфраструктуры на местах (она была заблаговременно развалена, благодаря чему бурятские мироновцы и «впали в ничтожество»). Партийные ячейки на многих территориях существуют лишь на бумаге. Логистика и связь между еще сохраняющими жизнеспособность отделениями чаще всего отсутствуют. Активисты демотивированы. Партия (гипотетически) может преодолеть 5-процентный барьер, но для этого ее руководству потребуется израсходовать свой запас удачи на ближайшее десятилетие.
ЛДПР не демонстрирует особой активности, но это вполне закономерно. Лидеры местных жириновцев – люди не глупые, и потому жители республики никогда не слышали из их уст эпатажных лозунгов в духе отца-основателя партии. Например, никто из них не требовал упразднения национальных республик. Руководство регионального отделения всегда предпочитало эксплуатировать личную популярность Жириновского среди относительно небольшой, но устойчивой группы внутри населения Бурятии. Смерть основателя ЛДПР формально лишило республиканское отделение партии этого ресурса, однако, весьма вероятно, память о Жириновском будет хотя бы отчасти компенсировать эту потерю. В конце концов, сторонники «Вольфыча» начнут искать замену ему среди фронтменов других партий. И, не найдя аналогов, по привычке проголосуют за ЛДПР.
Шансы на успех прочих партий зависят от нескольких переменных, главной из которых является исход схватки за электорат коммунистов между собственно КПРФ и «Новыми людьми».
Нечаевцы сумели развернуть дерзкую и яркую кампанию, направленную на «отъем протестного избирателя» у соратников Зюганова. «Новые люди» отказались от прямой критики в адрес главы республики и предпочитают концентрировать огонь «информационной артиллерии» на бывших депутатах Народного Хурала, а также обезличенных коррупционерах и бюрократах.
КПРФ лишилась своего наиболее ценного ресурса в виде критики политики федеральных властей. В условиях спецоперации коммунисты сосредоточились на эксплуатации недовольства политикой регионального и муниципального руководства. Решив при этом позиционировать Цыденова в качестве первоисточника всех зол в республике. Зачем КПРФ делает ставку на тактику, которая показала свою неэффективность еще в ходе прошлогодних выборов главы республики – остается загадкой.
Печать