Ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Виктор Титов – о политико-правовых перспективах размещения российского тактического ядерного оружия на территории Беларуси.Итак, поехали. Решение о размещении российского ядерного оружия в Беларуси анонсировано. Пока речь идет о строительстве – в перспективе нескольких месяцев – хранилища тактического ядерного оружия. Но Лукашенко уже предупредил: если потребуется, готовы разместить и стратегическое. Предупредил и выкатил некое подобие собственного мирного плана, предложив остановить боевые действия на Украине, заморозив их по
де-факто существующей линии разграничения сторон…
Путин, в свою очередь, сослался на просьбу Лукашенко о размещении ядерного оружия, а потом справедливо и аккуратно заметил, что это решение не содержит в себе никакой ни сенсации, ни эскалации. Мы лишь повторяем, в гораздо меньших масштабах, правда, опыт американцев, наводнивших своим ядерным оружием половину мира. Ну и еще – опять же справедливо – упомянул о роли Британии как главного провокатора украинского конфликта. Дескать, не надо было пугать нас снарядами с обедненным ураном.
Что тут сказать? На мой взгляд, есть ровно два ракурса проблемы: формальный и неформальный, прагматический. Предлагаю, в первую очередь, взглянуть на формальную сторону вопроса. Ну и заодно посмотреть на опыт наших «заокеанских коллег». Проанализировать, а как там «у них» с размещением ядерного оружия?
С формальной, то есть, международно-правовой точки зрения ни с Путиным, ни с Лукашенко не поспоришь. Речь идет о двух суверенных государствах – и точка. Причем, о государствах, которые уже несколько десятилетий являются ближайшими военными союзниками. Вот у США есть же военно-политические союзники и по НАТО, и вне его. Так что все аргументы на счет того, почему Россия «не должна», «не может» и даже «не имеет права» разместить ядерное оружие на территории Беларуси, не выдерживают никакой критики и лишены всяких оснований – и правовых, и военных, и моральных.
Кстати, по поводу «ядерной морали» современного мира: давайте еще раз более внимательно посмотрим на опыт наших «заокеанских партнеров» в этой сфере. Только вот давайте не будем навешивать ярлыки и выступим в роли «термоядерного калькулятора»: просто посчитаем, на территории каких стран США разместили свое ядерное оружие – «тактическое» и не очень… Посчитаем, опираясь на вполне себе открытые источники.
Итак,
Германия. Ядерный сателлит США № 1. База ВВС Бюхель. От 20 до 80 единиц ядерного оружия. Включая термоядерные бомбы B61 с регулируемой мощностью с максимумом до 300 килотонн. Извините, если кто не понял, но 300 килотонн, если что, это 22 «хиросимы» или 15 «нагасаки». Мягко говоря, к сугубо «тактическому» данный боеприпас можно причислить, только вообще выжив из ума! Это явно не «оружие поля боя» и даже не оружие, «заточенное» на разрушение сугубо военной инфраструктуры в тылу противника, а вполне себе приличный заряд, способный обратить в руины город-милионник с плотной современной застройкой.
Кстати, от 20 до 80 – почему столь широкий диапазон? Да потому что американское «тактическое» ядерное оружие уже в ХХI веке благополучно кочевало по Европе: ввозилось-вывозилось-перевозилось-заменялось-модернизировалось. Так, например, до 2007 года оно складировалось на широко известной базе Рамштайн, теперь там его (вроде бы!) нет, но точные цифры все равно назвать сложно.
Турция. Ядерный сателлит США № 2. Широко известная база Инджирлик на юге страны. По меньшей мере, 50 термоядерных бомб. Но и там точно никто, кроме, разумеется, американцев, судя по всему, не считал. После попытки военного переворота в июле 2016 года, за которой отчетливо просматривалась «рука Вашингтона», «друг Эрди» пару раз (что называется, «на эмоциях») даже слегка заикнулся, что хорошо бы вообще закрыть базу Инджирлик и выдворить американцев с их водородными бомбами куда подальше.
Заикнулся – и притих! Но, тем не менее, по российскому ТВ тогда все же промелькнула парочка коротких сюжетов, где полоумные «эксперты» пытались даже обсуждать, как Турция выйдет из НАТО, а российская стратегическая авиация передислоцируется, например, из Энгельса на этот самый Инджирлик…. Без комментариев.
Италия. Ядерный сателлит США № 3. Тут тоже с подсчетами все «не так однозначно». Официально – речь идет о двух точках на севере страны: авиабазы Авиано (северо-восток, рядом с Удине) и Геди-Торре (район Брешии). В совокупности там сосредоточено не менее (а скорее более) 70 ядерных бомб. Но злые итальянские языки намекают, что это еще не все. В частности, особый интерес узкой общественности (той, которая хотя бы чуть-чуть «в теме») вызывает юг страны. А именно, конкретнее уточнять не будем – окрестности Неаполя.
Ну и по мелочи. Бельгия. Кляйн-Боргель. По полуофициальным данным – «всего лишь» 22 термоядерные бомбы. Нидерланды. База ВВС Волькель – 20 бомб.
И заметим, что речь идёт о тех самых «умных» – с регулируемой мощностью – B61, которые не просто валяются на складах со времен Брежнева, а постоянно модифицируются: старые модели заменяются на новые. И это при том, что мы, естественно, вывели за скобки Францию и Британию с их собственными ядерными арсеналами. Кстати, если что, у Британии, согласно официальным данным, все ядерное оружие стратегическое и размещено на подводных лодках. У Франции, помимо стратегического ЯО морского базирования, есть и собственное тактическое, которое может доставляться теми же «Миражами», например.
А есть еще Дальний Восток. Но там Китай, поэтому официально, ни в Корее, ни тем более на японской Окинаве ничего такого «нет»…
Словом, «картина маслом» – очевидная и нарисованная жирными мазками. В общем, нам, России, есть, у кого поучиться в вопросах ядерной экспансии на территорию других государств. А официальная, международно-правовая сторона вопроса также предельно понятна: Беларусь попросила – мы согласились. Тем более, Беларусь – член ОДКБ и Союзного государства, никаких претензий быть не может. Претензии только у наиболее русофобских лидеров «коллективного Запада». Но их лицемерие, и в этом вопросе, и во всех других вопросах, вряд ли кого-то удивляет.
Удивляет другое: то, что Россия все эти годы ждала «просьбы Лукашенко», а не продавила это решение раньше…
Печать