Руководитель проектов ЭИСИ, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о политической ситуации в Румынии.Румыния всегда тяготела к нацизму и коллаборационизму и иным авторитаристским практикам — поэтому и отменять выборы для них не в новинку. Еще в 20-е гг. 20 века в Румынии сложились мощные фашистские организации: Лига национальной христианской защиты (Александру Куза) и Железная гвардия (Корнелиу Кодряну), возник румынский аналог нацизма – гвардизм. Результатом нацификации румынского общества стал приход к власти нацистского вождя маршала Антонеску.
Однако еще в 2006 г. Апелляционный суд румынской столицы признал Иона Антонеску невиновным в военных преступлениях. По мнению судей, война Румынии против СССР была «превентивно-оборонительной» и «юридически оправданной» существованием на румынско-советской границе «постоянного и неизбежного чрезвычайного положения».
Совсем не удивительно, что с такими европейскими ценностями румынская власть проделывает на современных выборах. Как известно, 24 ноября 2024 г. состоялся первый тур президентских выборов. Неожиданно для румынской власти победил независимый кандидат Келин Джорджеску, который получил 22,9% голосов и опередил проевропейского кандидата Елену Ласкои на почти 4%.
Что произошло дальше? Разумеется, это «русский след». 6 декабря Конституционный суд Румынии отменил первый тур президентских выборов, на котором победил Джорджеску. Соцопросы показывают, что он мог бы победить и во втором туре без всякого «русского вмешательства», потому что румынам надоела их проевропейская власть. Конституционный суд отменил выборы под предлогом вмешательства России. Президент Румынии Клаус Иоханнес заявил, что ему доложила разведка о том, что Румыния стала объектом гибридных атак со стороны России.
На следующих выборах снова побеждает неугодный кандидат Джордж Симион, соратник Джорджеску. Мы видим, что румынское общество упорно стремится к демократии. Не единожды был выбит один настоящий кандидат — другой подхватил знамя и продолжил борьбу. Симион победил в первом туре с разницей 2 к 1, набрав 41% голосов против своего ближайшего конкурента Никушора Дана.
Ничего удивительного нет в том, что румынское общество демонстрирует ностальгию по советским временам. По проведённому не так давно социологическому опросу более 66% румын считают Николая Чаушеску самым лучшим правителем Румынии. Это естественно, если мы посмотрим на то, что творится сейчас в Румынии. Кстати, 15 лет назад количество тех, кто считал Чаушеску хорошим правителем Румынии, было тоже достаточно велико, но менее 50%. Факт того, что две трети румын сейчас поддерживают расстрелянного Николая Чаушеску и заявляют, что он лучше нынешних властей, неудивителен.
Румыния, не обладая независимостью принятия решений, создаёт видимость интеграции Молдовы в единое пространство. По-настоящему же происходит «псевдоинтеграция» молдавских элит с румынскими паспортами. Майя Санду и её окружение действуют по указке Евросоюза. Румынские власти вмешиваются в избирательные процессы в соседней Молдове.
Например, Никушор Дан после всех скандалов со своим избранием тут же поехал в Молдову и солидаризовался с Санду, активно участвуя в её избирательной кампании. В этом смысле слова депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Андрея Сафонова вполне логичны: Румыния открыто объявила о вмешательстве во внутренние дела Молдовы для сохранения режима президента Майи Санду. Таким образом, Румыния будет массированно вмешиваться в парламентские выборы в Молдове.
Печать