Экспорт пшеницы из России с начала года вырос в два раза. Как отмечает Bloomberg, всплеск активности импортеров российского зерна, показывает, что они приспособились к санкциям и связанным с ними проблемам со страхованием грузов и финансированием и готовы наращивать закупки.Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко оценил статистику начала года и поделился прогнозами на будущее. Сезон прошлого года оказался весьма своеобразным из-за разных внешнеполитических событий, поэтому и сезонные продажи оказались сдвинутыми по срокам. То, что мы обычно наблюдаем в конце года, переместилось на начало следующего, поскольку пик продаж пришелся на последние месяцы прошедшего и начало нынешнего года. Это первая и ключевая, на мой взгляд, причина экспортного всплеска.
Еще два аспекта – рекордный урожай, который давит на цену. И сами цены. Сейчас биржевая цена на зерно максимально низкая, поэтому все, кто на рынке закупается, стараются закупиться по максимуму, отсюда и повышенный спрос. Естественно, что все пытаются что-то продать, что-то заработать. Особенно, если речь идет про январь и начало февраля, поскольку впереди непростые посевные и уборочные 2023 года.
Думаю, дальше будет какая-то корректировка. Все ждут окончательного решения по
зерновой сделке. Не возьмусь прогнозировать этот момент, потому что, к сожалению, поведение российской стороны очень непредсказуемо. По факту, конечно же, мы должны выйти из этой сделки, потому что она не приносит нам никаких дивидендов, разве что эмоционально-моральные. В плане того, что Россия спасает мир. Но, что победит – здравый рационализм или эмоции – представить сложно. Весь прошлый год многие коллеги, от депутатов аграрного комитета до участников рынка, говорили, что сделка нам ничего не дает, однако же мы ее умудрились продлить.
Конечно, этот момент скажется на дальнейшем экспорте. Если сделку продлевать не станут, скорее всего, спрос вырастет, потому что Украине будет сложно продать что-либо. Порты формально должны будут заблокировать и зерно с Украины никуда не должно будет идти. Если же зерновую сделку вновь продлят, то, вероятнее всего, Украина продаст вообще все, что у нее осталось, ну и, грубо говоря, российское зерно будет тоже востребовано, но в меньшем объеме.
Понятно, что наши традиционные партнеры – Египет, Турция, страны Африки, Юго-Восточная Азия, Китай – выберут свои объемы, если еще и цена будет позволять. Но на большее в случае продления зерновой сделки, наверно, не приходится рассчитывать. Если же сделка будет прекращена, мы будем достаточно жестко и последовательно отстаивать свои позиции в данном вопросе, то спрос на зерно будет выше. Возможно, он будет несколько «кривоватым», в обход санкций и прочего, но кормить всех надо. Это не газ и не нефть, когда можно затянуть пояса потуже. При любых обстоятельствах, как говорится, холодильник всегда побеждает телевизор.
Так что, всплеск экспорта зерна в начале года – вполне ожидаемое событие, такой отложенный спрос. А в перспективе очень много неизвестных. Хотелось бы рассчитывать, что сезон будет хороший. Естественно, прогноз по урожаю у нас меньше, чем в прошлом году. А он, еще раз напомню, был рекордным, собрали 155 млн тонн. В этом году мы рассчитываем на 120-130 млн тонн, что тоже будет неплохо. Цена будет, думаю, стабильно невысокая, скажем так, средняя по рынку. Ну и экспорт, скорее всего, будет средним за прошлые годы, несмотря на ограничения.
Печать