Telegram-канал "НЕЗЫГАРЬ" *(16.08.2024 г. Министерство юстиции РФ внесло в реестр иностранных агентов) представляет мнение политолога Сергея Станкевича о будущем "зерновой сделки".
В ближайшее время предстоит новая дискуссия об участии России в Черноморской зерновой инициативе (ЧЗИ). Участники ЧЗИ - Россия, Украина, Турция и ООН. Содержание - договоренность о безопасном экспорте продовольствия из трех портов - Черноморска, Одессы, Южного. Одновременно должен быть беспрепятственный экспорт продовольствия и удобрений из портов РФ. Действие ЧЗИ продлено в ноябре до 18 марта 2023 года. Россия снова ставит вопрос о том, что ЧЗИ осуществляется сугубо односторонне.
На сегодня из портов Украины экспортировано более 20,6 млн тонн продовольствия. Киев хочет добавить новые порты и расширить экспорт на удобрения и металлы. В то же время РФ так и не добилась прогресса относительно своих требований.
Правительство РФ утвердило план-квоту на экспорт зерна в сезоне до июня 2023 года в объеме 25,5 миллиона тонн, в два с половиной раза больше, чем годом ранее. Всё это предстоит вовремя погрузить и вывезти.
Отдельная проблема с экспортом удобрений. Россия в последние годы занимала первое место в мире по экспорту азотных удобрений, второе - по калийным удобрений и третье — по фосфорным. Однако из-за западных санкций поставки удобрений из России в истекшем году снизились.
Москва закрыла данные по экспорту с марта 2022 года, но, по подсчетам, основанным на открытых данных стран-импортеров российских удобрений, поставки калийных удобрений в 2022 году сократились минимум на 16%, карбамида — на 22,8%. Особенно снизились поставки аммиака из России — на 63%, причина — закрытие аммиакопровода Тольятти-Одесса.
Формально России никто не запрещает экспортировать продовольствие и удобрения. Но на практике выстроена целая цепь барьеров. Не дают фрахтовать суда, страховать перевозки, заходить в порты и обслуживаться, оплачивать перевозки и торговые операции в банках.
Генсек ООН Антониу Гуттериш и его заместитель Мартин Гриффитс реально пытались добиться от западных партнеров практической помощи в преодолении блокады российского продовольственного и агрохимического экспорта. Им туманно обещают, но воз и ныне там.
Парадоксально: даже 250 000 тонн удобрений, блокированных в портах ряда балтийских стран, компании РФ не могут вывезти, хотя эти удобрения РФ под контролем ООН передает в виде безвозмездной помощи нуждающимся африканским государствам.
В настоящее время уже пора договариваться о дальнейшей судьбе ЧЗИ: фрахт судов и их подача планируются за месяц.
Россия, похоже, готова ставить вопрос ребром. Остановить ЧЗИ она не может. Только выйти односторонне из договоренности с ООН. И отозвать представителей из Совместного координационного центра в Стамбуле.
Такой демарш, впрочем, РФ уже предпринимала в ноябре 2022 года, он особого эффекта не возымел. Сейчас Москве уже бессмысленно снова «пугать» своим уходом. Это будет позиция слабости и повод для третирования. Надо выдвигать ультимативные требования о сбалансировании ЧЗИ, или выходить из программы. Вопрос: что делать в случае выхода?
Вряд ли Москва решится на активную блокаду продовольственного экспорта через черноморские порты Украины. Тем более что безопасность морских коридоров от портов до Босфора гарантируют в том числе турецкие ВМС. Судя по всему, вопрос о ЧЗИ уже активно и негласно обсуждается между РФ и Турцией.
Возможен вариант договоренности: взять работу ЧЗИ под жесткий контроль Москвы и Анкары. Продолжить поставки продовольствия в адрес Турции, пострадавшей от фатального землетрясения. А по другим направлениям выдавать разрешения на экспорт только против одновременного разрешения на отправку судна с грузами из России. Перейти на жесткое симметричное согласование объёмов экспорта. Добиться согласия президента Эрдогана на такую трансформацию ЧЗИ будет непросто. Еще сложнее будет получить согласие от ООН.
При отсутствии договоренностей России придется бессильно наблюдать, как ЧЗИ работает без ее участия, без ее разрешений и вопреки ее возражениям. Активные меры со стороны РФ по введению морской блокады были бы крайне рискованными.
Печать