Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников - о кризисе в РПЦ и его возможных последствиях.
Русская Православная Церковь находится в системном кризисе. Яркий показатель этого – практически безлюдные храмы. Даже на недавнюю рождественскую службу пришло критически мало прихожан. Причем, новые храмы продолжают строиться, но по факту верующих для них нет.
Причина кризиса не столько в ускорившейся секуляризации общества и планомерной дискредитации нашей Церкви со стороны врагов России, а сколько в неадекватной современным вызовам модели управления. И главная проблема здесь – кадровая. В итоге РПЦ несет небывалые ранее по масштабам репутационные потери.
Добавим сюда еще и нищенские зарплаты большинства священнослужителей, вынужденных думать не о содержании проповеди, а о том, чем сегодня накормить своих детей.
Сегодня Церковь не самоопределена на преимущественное и безусловное исполнение изначально делегированной ей обществом функции – помогать нации различать добро и зло.
А ведь у нас здесь есть мощная исторически сложившаяся традиция. Приведу классический пример того, как это выражалось в трудах представителя церковно-религиозного крыла российского Просвещения, видного богослова Дмитрия Ростовского (1651- 1709).
Порицая пороки, святитель не щадил и духовенства. Он открыто указывал на невежество, пьянство, ханжество священнослужителей. В проповеди на тему «Будем искать Христа» он говорит: «Ищем в чину духовном, в том бы и быть Христу, яко во своих ... чистых служителях, образ Христов носящих... Посмотря, во-первых, на чин превысочайший духовный, вопросил бы кого, аще бы сказал правду, коим намерением и желением принял еси в высокость пречестнейшего сего духовного сана... поистине нашелся бы не един, иже не толь славы ради и чести Божия, якоже прославления ради своего и чести ради в той сан прииде, не столь людем пользы елико себе ища корысти... Посмотрим в низший чин духовный в иереи и диаконы мирские... что тя проведе в чин священный? толи, дабы спасти себе и иных? никакоже, но чтоб прикормить жену, и дети, и домашния... Разсмотри себе всяк, о освященный человече... Поискал ты Иисуса не для Иисуса, но для хлеба куса...».
Конечно, церковь должна оставаться самым консервативным социальным институтом. Но менять подходы к управлению церковной структурой все равно придется. Иначе через 30-40 лет Церковь может исчезнуть вместе с паствой. Мы просто не выдержим конкуренции со стороны более агрессивных в пиаровском смысле конфессий и нетрадиционных культов.
Пример такого культа – неоязычество. Это духовные практики, построенные на домонотеистических традициях. В России – дохристианских. Причем, в этом культе безбожно эксплуатируются патриотические настроения. Весьма популярен в последнее время стал Георгий Сидоров - автор серии книг «Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации». Подход Сидорова оказался более убедителен, чем учение анастасиевцев, изложенное в книгах Владимира Пузакова (Мегрэ) «Звенящие кедры России».
Суть неоязычества: «золотой век» нации остался в прошлом, но мы можем его возродить, если откажемся от библейского наваждения и вернемся к укладу предков.
К сожалению, у нас нет данных социологических исследований, но, по моему мнению, часть потенциальных сторонников РПЦ уходит к ее оппонентам.
Короче говоря, Церкви нашей нужна обновленная стратегия и современные социальные технологии для работы с паствой. И это может стать новым полем занятости для российских политтехнологов.
Печать