Фото с сайта: wikipedia.org
2 марта в Таджикистане запланированы выборы депутатов нижней палаты парламента. На победу претендуют 6 политических партий, в числе которых есть явный лидер. Ожидается, что на избирательных участках будут находиться национальные и международные наблюдатели, в том числе представляющие Россию. Подробнее об избирательной кампании и ожиданиях от неё – в комментариях экспертов НОМ.
Согласно данным ЦИК Республики, по единому республиканскому округу свои кандидатуры выдвинули шесть партий: Аграрная партия Таджикистана – 13 кандидатов, Партия экономических реформ Таджикистана – 13 кандидатов, Демократическая партия Таджикистана – 3 кандидата, Социалистическая партия Таджикистана – 6 кандидатов, Коммунистическая партия Таджикистана – 6 кандидатов, Народно-демократическая партия Таджикистана – 28 кандидатов. Также за победу на выборах в мажоритарных округах поборются 65 независимых кандидатов.
Все шесть партий, участвующих в выборах, имеют шансы занять места в парламенте, поделился мнением член правления РАПН, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Владимир Шаповалов. «Радикальных изменений в составе нижней палаты парламента не предвидится. Скорее всего, Народно-демократическая партия сохранит свои доминирующие позиции. По итогам прошлых выборов у данной партии – конституционное большинство», – рассказал В. Шаповалов.
По словам обозревателя отдела политики стран ближнего зарубежья «Независимой газеты» Виктории Панфиловой, рейтинг у партии власти – Народно-демократической Партии Таджикистана – традиционно высок, наибольшее количество мест в парламенте достанется ей. «Полагаю, что и другие партии пройдут в парламент», – добавила эксперт.
В целом, избирательная кампания проходит достаточно тихо, считает В. Панфилова. «Нет не только скандалов, но и как таковой предвыборной гонки. Нет бурных теледебатов, нет живой агитации, в Республике полнейшая тишина. Говорить о зарубежном влиянии на выборы не приходится», – поделилась наблюдениями она.
Отсутствие каких-либо серьёзных проблем и конфликтов в избирательной кампании отметил и заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин. «Одна из причин заключается в том факте, что Таджикистан – президентская Республика. Предвыборная кампания проходит достаточно спокойно и предсказуемо», – подтвердил эксперт. Каких-либо существенных изменений во внутренней и внешней политике ожидать не стоит, уверен он.
Об особенностях общественного контроля за выборами в Республике рассказал член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук Владимир Лысенко. При проведении 2 марта очередных парламентских выборов законодательство предоставляет право назначать национальных наблюдателей только непосредственным участникам выборов – политическим партиям и независимым кандидатам. Общественные организации или иные субъекты политической системы, которые не участвуют в гонке, таким правом не обладают.
Национальные наблюдатели вправе вести контроль только за ходом голосования и подсчета голосов избирателей на избирательных участках, уточнил В. Лысенко. «При этом важно отметить, что право национальных наблюдателей на получение заверенной копии протокола соответствующей избирательной комиссий об итогах голосования и результатах парламентских выборов в законе прямо не закреплено», – заметил эксперт.
Кроме национальных, на избирательных участках будут находиться и международные наблюдатели. Для мониторинга парламентских выборов аккредитованы 57 наблюдателей от МПА СНГ. Группа включает сенаторов и депутатов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана.
Печать