Анонсирована прямая линия президента России Владимира Путина, которая состоится в конце года и будет совмещена с пресс-конференцией. Это формат, который стал традиционным. На этом фоне «ФедералПресс» вспомнил поручение главы государства губернаторам, а также попросил экспертов оценить его исполнение.
30 июня 2021 года прошла прямая линия Владимира Путина, где он сказал, что главам регионов надо проводить аналогичные мероприятия. А уже 7 июля на сайте Кремля появилось соответствующее поручение: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулярно, но не реже одного раза в год, проводить прямое общение с жителями регионов. Администрации президента Российской Федерации при необходимости оказывать технологическую и консультационную помощь в организации мероприятия».
Реальность не такая прямаяНапример, у главы Севастополя Михаила Развожаева последняя прямая линия прошла 1 июля. Проблема в том, что начало было отмечено на 18:30, а вот анонс в социальных сетях был опубликован в 16:00. Иными словами, у жителей было всего два с половиной часа, чтобы найти информацию, позвонить и успеть добежать до дома, чтобы понять – попал их вопрос в эфир или нет. Справедливости ради отметим, что глава города проводит такие мероприятия чаще, чем раз в месяц.
Ежемесячно проводит прямые линии и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Глава зачитывает все комментарии без подготовки, что порой приводит к забавным историям, как с коровой. К слову, необычно прервал свое мероприятие и глава ДНР Денис Пушилин, когда пошел за зарядкой от ноутбука, зато стало понятно, что он вел мероприятие сам.
Глава Северной Осетии Сергей Меняйло, помимо прямых линий, проводит и пресс-конференции, вопросы на которые заранее не готовятся. В этом убедился «ФедералПресс», спросив на достаточно тонкую религиозную тему и скандалы в рамках нее.
Есть и курьезные случаи. Например, глава Новороссийска Андрей Кравченко признался, что имел доступ к вопросам, которые были адресованы губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву.
Эксперты, оценивая прямую линию главы Калмыкии Бату Хасикова, отмечали, что она была по подготовленным вопросам и содержала обобщенные ответы.
Аналогичное мероприятие главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматова также вызвало вопросы у экспертов, не только потому что вопросы читались с листка, но и самой спецификой ответов.
Остальные губернаторы не особо часто прибегают к прямым линиям, как правило, они проводятся в раз год, у некоторых явно для галочки, но на то есть причины.
Давайте говорить прямоИнсайдеры «ФедералПресс» в ряде региональных правительств отмечают, что есть система ЦУР, есть социальные сети глав, другого уровня чиновников. «Все это в сумме дает гораздо больше информации о проблемах, чем в рамках прямой линии и подготовки к ней», – отмечают источники нашего издания, с ними согласны и эксперты.
«Действительно, при наличии ЦУР в регионах (а теперь уже и в муниципалитетах), личных страниц в соцсетях глав субъектов, других инструментов мониторинга ситуации в регионах, возникает вопрос о целесообразности вообще проведения прямых линий глав субъектов. Прямые линии теперь больше представляют собой традиционный ритуал, чем инструмент обратной связи. Думаю, что поэтому многие главы субъектов начинают достаточно формально подходить к этому», – прокомментировал «ФедералПресс» политконсультант Александр Семенов.
Вместе с тем, по его словам, прямые линии имеют символическое значение, как любой ритуал, которое показывает, что главы открыты для общения с населением.
«Но на мой взгляд, гораздо эффективнее замена прямых линий рабочими поездками (особенно в отдаленные районы) и личными встречами с населением по наиболее актуальным проблемам», – отмечает эксперт.
Александр Семенов подчеркивает, что это потребует от глав и региональных администраций более высокого уровня организации, чем при прямых линиях. И всегда есть опасность, что личные встречи будут носить еще более формальный характер, когда туда будут допускать только специально отобранных людей.
«Но, как говорится, это уже тема для отдельного разговора», – подытожил в разговоре с «ФедералПресс» Александр Семенов.
Политолог Мария Филь в комментарии «ФедералПресс» отмечает, что проведение прямых линий с главами регионов решает две задачи. Во-первых, оперативная диагностика состояния общественного мнения и сбор информации о наиболее горячих и конфликтных ситуациях, с которыми люди преимущественно обращаются к первому лицу. Во-вторых, подобные диалоги с населением имеют некий психотерапевтический эффект и при правильном подходе способствуют снижению социального напряжения.
Эксперт также подчеркивает, что по каким-то причинам, особенно в регионах, которые сейчас находятся в сложном положении, решение о проведении прямой линии может приниматься достаточно внезапно.
«Однако ничто не мешает открыть колл-центр, который работал бы на постоянной основе и занимался приемом обращений, которые потом будут обрабатываться и учитываться в работе. По аналогии с тем, как организована работа при проведении прямых линий с президентом России: все обращения фиксируются, распределяются по профильным инстанциям, и на каждое дается ответ. Понятно, что такой подход требует вложения определенных ресурсов и хорошего менеджмента, однако в долгосрочной перспективе игра стоит свеч, потому что положительный эффект от такой работы будет значителен в долгосрочной перспективе», – подытожила в разговоре с «ФедералПресс» Мария Филь.
Печать