После гибели 19 апреля военного корреспондента «Известий» Семена Еремина в Госдуме и Общественной палате предложили уравнять в правах журналистов, находящихся в зоне проведения специальной военной операции (СВО), с военными. Опрошенные «Известиями» эксперты указали, что работа военкоров равноценна службе в зоне боевых действий и эта категория тоже должна быть социально защищена.
Равные праваВоенные журналисты должны быть наделены теми же социальными гарантиями, что и военнослужащие, заявили «Известиям» в Госдуме. Так там отреагировали на гибель в зоне СВО в пятницу, 19 апреля, корреспондента «Известий» Семена Еремина. Он погиб во время съемок репортажа в результате атаки FPV-дрона. Военкор получил ранения, от которых впоследствии скончался.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Альшевских подтвердил «Известиям», что журналисты, находящиеся в зоне боевых действий, должны получать такие же льготы и выплаты, как и солдаты.
Он напомнил, что с 2022 года в России действует рабочая группа органов власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки, мобилизации, социальной и правовой защиты участников СВО. Ее основные функции — мониторинг обращений и жалоб от военнослужащих или их родных и близких, а также их оперативная обработка, разработка законодательных инициатив на их основе и внесение документов на рассмотрение в Госдуму.
— Выйду в рабочую группу с предложением на законодательном уровне приравнять журналистов, работающих в зоне СВО, к военным, — подчеркнул Андрей Альшевских. — Хоть я в ней и не состою, но рабочая группа находится в тесном сотрудничестве с правительством России. Это позволит быстрее получить заключение на проект федерального закона.
Депутат отметил, что эта мера позволит и военным корреспондентам, и их детям «чувствовать поддержку и защиту со стороны государства».
С позицией депутата согласен политический и общественный деятель Максим Шевченко. Он также считает, что все журналисты юридически должны быть оформлены как участники СВО. Правозащитник напомнил, что в годы Великой Отечественной войны, например, военкоры Константин Симонов и Алексей Сурков на время боевых действий имели воинское звание.
— Сейчас военные журналисты должны иметь и редакционный контракт, и военный, заключенный с Министерством обороны, — считает он.
Также он разделяет мнение депутата Госдумы, что в случае гибели репортера семья журналиста должна получать такие же выплаты, как и родственники военнослужащего.
Специальный статусНеоднократно звучали предложения ввести специальный статус «участник СВО» для тех, кто на постоянной основе находится в зоне боевых действий, напомнил член Общественной палаты
Александр Малькевич. Он отметил, что мера должна распространяться не только на военных корреспондентов, но и на людей других специальностей, живущих под ежедневными обстрелами со стороны киевского режима.
— Было бы совершенно справедливо, чтобы и у них были льготы помимо их зарплат и премий, — подчеркнул Александр Малькевич.
Союз журналистов России сейчас рассматривает идею об учреждении звания «ветеран военной журналистики», добавил он.
— В Общественной палате ее поддерживают, — добавил Александр Малькевич. — Давайте начнем хотя бы с этого. Но при условии, что под эту инициативу будут подпадать представители не только федеральных изданий, но и региональных. В первую очередь четырех новых субъектов страны.
Член Совета по правам человека
Кирилл Кабанов также считает, что все те журналисты, кто находится в зоне проведения СВО, должны получать социальные блага от государства.
— Но решение этого вопроса затягивается, хотя все за, — отметил Кирилл Кабанов. — Наверное, есть какие-то формальности.
Совет, по его словам, не раз выступал с предложением наделять всех военных корреспондентов статусами «участник боевых действий», «ветеран боевых действий» и другими.
В 2023 году в Госдуме уже звучали предложения о наделении работающих в зоне СВО журналистов военными званиями. Инициативу сформулировала ЛДПР и направила в Минобороны и Минцифры России. Но в итоге документ утвержден не был.
Еще один представитель Общественной палаты Максим Григорьев считает, что перед отправкой в зону СВО журналистам нужно проходить курсы безопасности. По его словам, основное правило — не выделяться среди военных.
Обезопасить журналистов может только победа России в СВО, полагает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. По его словам, если от нацистской Украины останется хотя бы малая часть, это будет плацдарм для нового нападения на Россию.
При этом нормы международного права предусматривают защиту журналистов в зоне военных действий, напомнил член СПЧ
Александр Брод.
— К примеру, резолюция № 1738 Совбеза ООН приравнивает стрельбу по журналистам к военному преступлению, — пояснил он «Известиям».
— Тем не менее журналисты разных стран, к великому сожалению, продолжали и продолжают погибать. В Югославии, Ираке, Афганистане, Сирии.
Материал полностью
здесь.
Печать