В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел форум Ассоциации полярников «Арктика: настоящее и будущее». Это ключевое общественное мероприятие, посвященное развитию арктического региона и обсуждению актуальной повестки в Заполярье.
В дискуссиях принял участие первый зампредседателя комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию, генеральный директор Экспертного центра «ПОРА», эксперт Центра ПРИСП Николай Доронин.Арктику называют кладовой страны из-за большого количества уникальных природных ресурсов, в то же время уровень жизни там ниже среднего по стране. Подушевой валовой внутренний продукт в Арктике практически в 6 раз выше, чем в среднем по России: $71 200 против $12 218. Арктика отдает, но не получает – это незаслуженно.
При этом появление инфраструктуры в Арктике несет вызовы для сохранения ее природы. Мы троекратно увеличим нагрузку на окружающую среду, если будут реализовываться все те действия, которые заложили [в стратегические документы] государство и бизнес. Конечно, это потребует cсоответствующего ответа с точки зрения экологической эффективности.
В свете развития Севморпути и реализации больших инфраструктурных проектов на Севере важна работа ученых по мониторингу климатических изменений. Но также не следует преуменьшать в увеличении экологической эффективности роль государства, устанавливающего регуляторные правила, и роль бизнеса в этом процессе. Концепция устойчивого развития позволяет найти баланс между промышленным освоением территории и призывами вернуться на 10 веков назад, когда только олени паслись, и прекратить любую экономическую активность.
Несколько проектов, которые соответствуют принципам устойчивого развития. В частности, компания «Роснефть» поддерживает экспедиции по изучению белого медведя и моржа, по изучению таймырской группы дикого северного оленя, а «Газпромнефть» – по изучению нарвала. Это удачные примеры сотрудничества фундаментальной науки с промышленниками
Однако различным игрокам этих процессов недостает кооперации. Полученные в ходе экспедиций исследования часто остаются внутри компании или конкретного НИИ. В качестве положительного примера можно отметить усилия компании «Норильский никель», которая создала онлайн-энциклопедию биоразнообразия в регионах своего присутствия. Запущен специальный сайт по биоразнообразию, где результаты научных данных представлены в очень простом понятном виде. Можно посмотреть на территории присутствия компании — какие виды там есть, как они себя чувствуют. Это действительно очень хорошая практика, которая популяризирует научные знания.
Самое важное, что должны понимать государственные органы и бизнес – то, что «шаг науки» гораздо более длинный. Для ученого 5 лет – это только лишь, грубо говоря, подойти к проблематике. А бизнес через полгода уже требует результата. Даже государственные органы через год говорят, что «надо отчитаться». Это нужно как-то синхронизировать. Мы как общественная организация ощущаем это на себе и выступаем «переводчиками» с научного языка на язык бизнеса или язык решений органов государственной власти.
Ранее опубликовано на: https://www.gosrf.ru/kak-sohranit-arkticheskuyu-prirodu-bez-vozvrata-v-kamennyj-vek
Печать