Глава Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин – о поэтапном процессе декарбонизации в РФ.Борьба за углеродную нейтральность — это тренд, который есть во всём мире. На прошлой неделе проходила Российская энергетическая неделя, где президент Путин высказывался на эту тему. В России есть тренд на снижение объёма вредных выбросов в атмосферный воздух и попытка найти углеродный баланс, выйти на углеродную нейтральность сохраняется.
Но мы не должны это делать в ущерб своей экономике, полностью её разрушив и отключив всю российскую промышленность. Декарбонизация – это поэтапный процесс, направленный на постепенное снижение объёма и негативного воздействия на окружающую среду, и объёма углекислого газа, который мы выпускаем в атмосферу. Поэтапно как страна мы двигаемся в этом направлении и добились уже достаточно больших успехов.
Мы недавно занимались анализом состояния электроэнергетики в городе Красноярске. Приятно удивило, что несмотря на все те сложности, которые есть — как финансового порядка (надо понимать, что сейчас не лучшая финансовая ситуация с точки зрения заимствования на внешних рынках), так и санкционного давления и санкционных ограничений в части технологий, поставляемых в Россию, — красноярские коллеги добились достаточно серьёзных результатов в сфере электроэнергетики. Ими достигнуты все необходимые условия в соответствии с российскими информационно-техническими справочниками по наилучшим доступным технологиям.
До конца года ждём результатов от коллег из «Норильского никеля», которые завершают первый этап модернизации Надеждинского комбината и презентуют выводы этой программы. В результате должно произойти снижение объёма негативных выбросов в атмосферный воздух Норильска порядка 48%! Это очень большие цифры, и эта программа способствовала бы развитию экологичной российской промышленности.
Так же и с углеродной нейтральностью. Коллеги из СИБУРа делают большие успехи: они начали торговать углеродными единицами и проводят значительную работу именно в части углеродной нейтральности.
Если же говорить про частные российские компании, то тренд точно сохраняется. Переориентация рынков с Европы на Азию не означает, что надо отказаться от экологических или климатических программ компаний.
Такой же тренд поддерживает и государство различными механизмами административного, нормативного воздействия на участников рынка и способствует достижению этих результатов. Но все это происходит поэтапно, неодномоментно — невозможно уже завтра стать абсолютно углеродно нейтральными, добившись полной декарбонизации.
Полагаю, что и большинство европейских стран, и наших западных партнёров действуют аналогично. У них могут быть другие инструменты, они могут по-другому выбирать. Могут одномоментно ставить более высокие планки для себя — это их право. Полагаю, что такой тренд сохранится как в России, так и в Европе и США.
Думаю, что и большинство промышленно развитых государств: Бразилия, Китай, Индия — фактически все крупные развитые государства, — этой тематикой будут заниматься.
Но можно ли добиться полной декарбонизации? Смотря когда и для чего. С изменениями климата бороться бессмысленно, но мы можем к ним адаптироваться. Изменение климата — это процесс, мало зависящий от человека, мы всего лишь добавляем определённый тренд в эти изменения с помощью промышленности, энергетики и так далее.
Однако всё это, безусловно, связано с климатическими колебаниями, которые происходят в мире объективно с точки зрения природных факторов, — в первую очередь, солнечного излучения. Учитывая то, что изменения происходят, адаптироваться необходимо. И в этом отношении есть определённые планы. То, что зафиксировало Парижское соглашение, мне кажется, — тренд достаточно разумный с точки зрения адаптации. Следует поэтапно идти к этой цели.
Ранее опубликовано на: https://publico.ru/opinions/s-izmeneniyami-klimata-borotsya-bessmyslenno-k-nim-mozhno-tolko-adaptirovatsya
Печать