Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о моральном духе ВСУ и системном кризисе на Украине.Ситуация с уклонением от мобилизации на Украине переросла в масштабный социальный и военный кризис. Рекордные цифры, экстремальные способы сокрытия и гигантский теневой рынок взяток свидетельствуют о глубокой проблеме, которая напрямую влияет на обороноспособность.
Первоначальный патриотический подъем сменился усталостью и страхом. Широкое распространение получили видеозаписи задержаний мужчин, которых силой сажают в микроавтобусы (так называемая «бусификация»). Уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец подтверждает массовость нарушений со стороны сотрудников ТЦК.
Даже западные СМИ пишут о катастрофических потерях, плохой подготовке новобранцев и неопределенном сроке службы, который солдаты сравнивают с «рабством». По некоторым данным, из 30 тысяч ежемесячно мобилизуемых до фронта доезжает лишь треть, остальные дезертируют по пути.
Власти были вынуждены признать годными к службе людей с серьезными хроническими заболеваниями, остаточными явлениями туберкулеза, ВИЧ и легкими психическими расстройствами, что также снижает моральный дух и боеспособность частей.
Сложившаяся ситуация имеет далеко идущие последствия. Массовое дезертирство (только в октябре 2025 года, по данным немецких СМИ, с фронта сбежали 21 600 военнослужащих) и неэффективная мобилизации ведут к сокращению личного состава ВСУ на фоне непрекращающихся потерь.
В обществе усиливается глубокий раскол, растет недоверие к государству. Разрешение на выезд мужчинам 18-22 лет в августе 2025 года привело к новой волне эмиграции молодежи.
Киевские власти скрывают реальные масштабы проблем от западных союзников, опасаясь снижения финансовой и военной поддержки. Таким образом, массовое уклонение от службы перестало быть просто нарушением закона гражданами. Оно стало индикатором глубокого системного кризиса, затрагивающего моральный дух армии, социальную сплоченность и долгосрочные возможности Украины вести затяжную войну.
Печать