Советник президента Валерий Фадеев - об актуальных вызовах системы образования.- Мы находимся внутри финального кризиса западной социокультурной суперсистемы. Кто поймет будущее, подготовится к нему, если хотите, создаст будущее, тот и выиграет. И образование - одна из тех сил, что создадут новое будущее.
Новой системе образования нужен дальновидный план. Сейчас: человек наслаждающийся, потребляющий, человек, которым манипулируют. Нужно: человек цельный, познающий, созидающий. А значит, свободный. Одни только "навыки и компетенции" здесь не вывезут. Нужно строить фундамент будущего интегрального общества.
Каковы основные черты этого общества? Сошлюсь на предвидение Питирима Сорокина: реальность многогранна; потребности, цели и ценности - и духовные, и материальные, однако материальные подчинены духовным; развивается не только естественная наука, но и духовное познание; человек стремится контролировать и управлять природой, но и контролирует себя, ограничивая чувственные удовольствия. Речь идет о человеке цельном.
Существует три института познания мира: наука, искусство и религия. У каждого института свои методы познания, свой язык. Каждый человек должен если не освоить эти методы - научный, художественный и религиозный, то хотя бы иметь о них представление. Система образования должна учить всем трем способам познания мира. А сегодня господствует подход к познанию и образованию XVIII-XIX веков. Это схемы "прогресса".
- Разве человечество отвергло искусство? Разве искусство, музыка, дизайн, архитектура не проникают в нашу повседневную жизнь? Разве образованный человек не должен быть знаком хотя бы с некоторыми вершинами искусства? Разве обществознание, знание об обществе не предполагает знания достижений культуры? Почему теорема Пифагора важна, а симфония Бетховена нет? А великая европейская живопись, не менее грандиозная византийская и русская иконопись, японская поэзия, китайские пейзажи, арабское декоративное искусство?.. Если в школе не привить молодым людям вкус к культуре, закончив школу, у них будет мало шансов узнать об этих великих достижениях. Значит, мы обкрадываем детей.
Сегодня доминирует европоцентричность. На уроках зарубежной литературы проходят исключительно европейских и американских писателей. Нужно познание культур и других частей мира. Знаем ли мы, например, что вершина поэзии была достигнута в XII-XIII веках, и это - арабская поэзия.
- Сложнее с религией в системе образования. Не надо путать религиозную проповедь, которой место в церкви, синагоге или в мечети, с пониманием важности для человечества религиозного мировоззрения. Человек двойственен. В нем сочетается и профанное, и сакральное. В любом человеке есть моральный идеал. И этот идеал несводим к прагматическим интересам. Интуиция, вдохновение, откровение, мистический опыт, сверхчувственное восприятие - реальны, это часть жизни человека. Истина веры так же подлинна, как и истина чувств, и разума. Мы видим это в искусстве, в поэзии, музыке - они невозможны без вдохновения и интуиции. Более того, жизнь человечества и конкретного человека в огромной степени определена пророками и великими учителями - Моисеем, Иисусом Христом, Мухаммадом, Буддой, Конфуцием. Их учения, а эти учения созданы благодаря откровению и мистического опыту, влияют на этику, право, искусство, семейную жизнь... Но мы почему-то предпочитаем забывать об этом, отодвигать это очевидное обстоятельство за границы общественного образования.
Лишение человека его сакральной составляющей есть, по сути, духовная ампутация, которая ведет к неминуемому разложению. Арнольд Тойнби, историк и социолог, говорил: цель образования религиозная, а не меркантильная. Он не имел в виду преподавание в школе Закона Божия. Он говорил о ценностных основаниях образования. Человек получает образование, чтобы ориентироваться в мире, чтобы различать добро и зло.
Печать