Фото с сайта: pixabay.com
30 июня во Франции пройдут досрочные выборы в парламент. Президент Эммануэль Макрон объявил об их проведении на фоне успеха крайне правых на выборах в Европарламент.
Политическая борьба в стране обостряется: левые во главе с Жан-Люком Меланшоном создали коалицию, чтобы противостоять «Национальному объединению» Марин Ле Пен; по всей стране проводятся многотысячные митинги. На кону состав парламента, будущее правительства и политический курс всей Франции. Подробности — в материале «Известий».
Вспомнили об Олланде
Принципиальное соперничество левых и правых во Франции набирает еще большие обороты. Дошло до того, что к предвыборной гонке решил присоединиться бывший президент Франсуа Олланд, считающийся самым непопулярным из всех французских лидеров. Он может пойти на выборы от департамента Коррез от блока Меланшона.
Одновременно с этим в стране проходят марши альянса левых партий. «Новый народный фронт», в который входят коммунисты, социалисты, экологи и партия «Неподчинившаяся Франция», вывел на улицы десятки тысяч людей, самая многочисленная акция прошла в Париже, на нее вышли 250 тыс. человек.
Во французской столице были задержаны 10 человек, трое полицейских получили ранения.
«Новый народный фронт» позиционирует себя как альтернатива правящей партии и, согласно заявлениям, собирается на предстоящем голосовании «бороться с расистским проектом крайне правых». На акции некоторые протестующие вышли с палестинской атрибутикой в руках.
Готовы к сосуществованию
Как показывают опросы общественного мнения, «Национальному объединению» Марин Ле Пен может достаться около трети голосов. Мятежный лидер «Республиканцев» Эрик Сиотти пошел на сотрудничество с Ле Пен и за это был исключен из партии. Сам политик признавать это отказался и продолжил исполнять обязанности, заявив, что свое лидерство готов отстаивать в суде.
Сиотти пользуется поддержкой многих однопартийцев, они надеются на места в парламенте и правительстве. «Мы выиграем выборы, правые придут к власти, мы восстановим порядок на улицах и в казначействах. Жордан Барделла будет премьер-министром, а среди республиканцев появятся министры», — пообещал он. Однако есть и те, кто считает, что Сиотти позорит партию. Так что в целом от грандиозного скандала «Республиканцев» удерживают лишь предстоящие выборы.
Объединение центристов «Вместе», куда входит и партия Макрона «Возрождение», согласно опросам, может рассчитывать на 17–20% голосов. В свою очередь, объединенные левые во главе с Меланшоном могут заручиться поддержкой 25–28% избирателей.
Не исключено, что новый кабинет министров окажется не таким послушным, как нынешний с Габриэлем Атталем. Из-за этого у Макрона могут возникнуть проблемы с принятием законов. Впрочем, с поста президента он всё же не уйдет. Об этом, к слову, заявила и Марин Ле Пен. Она отказалась добиваться отставки президента Франции Эммануэля Макрона в том случае, если ее партия победит на выборах.
«Я уважаю институты, я не призываю к институциональному хаосу. Просто будет сосуществование», — пояснила она. Политик добавила, что «Национальное объединение» готово сформировать правительство в случае победы.
Во Франции ситуация, когда правый президент, например, вынужден работать с левым премьер-министром и парламентом или же наоборот, называется «сосуществование», поэтому теоретически можно представить Макрона, работающего бок о бок с крайне левым или крайне правым премьером.
В истории страны были подобные примеры: в 1986 и 1993 годах левый президент Франсуа Миттеран работал с правыми премьер-министрами — Жаком Шираком и Эдуардом Балладюром. А в 1997 году президент Жак Ширак назначил премьером социалиста Лионеля Жоспена.
В случае победы правых премьер-министром может стать формальный лидер «Национального объединения» 28-летний Жордан Барделла. Тогда он окажется самым молодым главой правительства в истории Франции. Однако у этого харизматичного политика нет опыта управления.
Французам не за кого голосовать
Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» отметила, что в настоящее время во Франции наблюдается всё большая неопределенность.
— Общественность расколота, никто никому до конца не верит, нет абсолютного лидера. В свое время Макрон победил, потому что он позиционировал себя ни левым, ни правым, и даже не центристом, а человеком, объединяющим все политические взгляды, — пояснила эксперт.
Она добавила, что на последних президентских выборах Макрон хотя и получил преимущество, но в Национальной ассамблее у него не было основополагающего большинства.
— Он не сможет рассчитывать на то, что на ближайших выборах эта ситуация изменится. Он уповает только на то, что избиратель будет находиться в еще большей растерянности и не сможет определиться. Тогда многие решат проголосовать за Макрона, посчитав, что больше не за кого, — считает специалист.
По мнению аналитика, по всей видимости, ни одна политическая партия не наберет необходимого процента голосов для формирования нужного большинства.
— И в данном случае Макрон скорее будет лавировать. В настоящее время усиливаются крайне правые силы. Можно сделать прогноз, что «Национальное объединение» получит большую поддержку, чем на предыдущих выборах, но не абсолютное большинство, — уверена Еремина.
Политолог полагает, что ситуация во Франции очень сложная.
— По словам социологов, многие жалуются на то, что при наличии большого числа партий людям не за кого голосовать. Промежуточные победы могут быть у Марин Ле Пен, которая придерживается четкой позиции, идет постепенно, шаг за шагом, стараясь добиться преимущества для своей партии, — подытожила эксперт.
На пороге большого кризиса
Старший научный сотрудник Сектора социально-экономического развития и миграционных процессов ИМЭМО РАН Арина Преображенская считает, что итоги выборов в Европарламент во Франции ознаменовали начало политического кризиса.
«С учетом активной личной вовлеченности Макрона в избирательную кампанию, а также провала по особенно дорогой сердцу Макрона тематике объединенной Европы можно сказать, что президент получил настоящую пощечину от французов», — полагает политолог.
Эксперт уверена, что обрушилась социальная база французского лидера, поскольку только половина избирателей Макрона проголосовала за список его партии. Специалист добавила, что глава государства вполне закономерно искал возможность проведения досрочных выборов, чтобы получить более комфортное большинство.
«Открытым остается вопрос, удачный ли момент для роспуска парламента он выбрал. Ведь после фактического разгрома президентских сил было бы наивно предполагать, что в итоге крайне скоротечной новой избирательной кампании 30 июня французы проголосуют кардинально иначе, чем три недели назад», — подчеркнула аналитик.
Эксперт отметила, что одна из главных задач, которые стоят перед командой президента — показать главных соперников из партии «Национальное объединение» неспособными решить проблемы страны и некомпетентными. По ее словам, существует несколько возможных политических раскладов после выборов.
«Президент получает более комфортное большинство или политическое представительство разных партий остается примерно на нынешнем уровне. Характерно, что эта ситуация представляется французским обозревателям наименее вероятной», — считает специалист.
Второй вариант — выборы выигрывает «Национальное объединение», Барделла занимает пост премьера, формирует правительство, и наступает «сосуществование», добавила аналитик. По ее словам, это «отравленный подарок» крайне правым, так как свобода их действий будет сильно ограничена и президент пойдет на всё, чтобы дискредитировать крайне правых в глазах французов.
«Третий вариант — «Национальное объединение» сможет завоевать больше мест, чем сейчас, и, возможно, даже относительное большинство, но абсолютное большинство депутатских мандатов останется недостижимым ни для одного из политических лагерей», — отметила Преображенская.
Политолог уверена, что в этом случае ситуация в Национальном собрании грозит перерасти в неуправляемую, а политический кризис — в кризис режима.
Печать