Политолог Марат Баширов – о главных политических итогах уходящего года.На встречу в Анкоридже я бы посмотрел с того ракурса, что 2025 год стал таким годом очевидных кардинальных переломов миропорядка. Два президента России и США поговорили на территории США. Это крайне важно, потому что принципиально, что было сказано двумя президентами, что дальше так жить нельзя. И вот это сближение России и США, основывается на том, что Трамп признал, что многополярный мир — это факт. Нужны новые контуры мировой глобальной безопасности, в первую очередь это связано, конечно, с ядерным оружием. И еще один вопрос, который обсуждался президентами, - это экономические проекты. Две державы, которые расположены друг рядом с другом, на севере континентов общая Арктика - это даёт огромные перспективы.
На второе место я бы поставил, что Россия в 2025 году признана моральным лидером всей Земли. Мы твердо стоим на позиции традиционных ценностей. Мы не против, как живут другие страны. Мы говорим, что мы хотим жить по таким-то ценностям и к этому присоединяются. И в этих ценностях не только то, что касается семьи, но и то, что мы говорим, что колониальная модель не работает. Это то, чем живет БРИКС. Конечно, этот год окончательно сблизил Россию, Китай. Ключевой контраст - это правила БРИКС напротив того, что делает Западный мир, отказываясь от правил международного права фактически по всем ключевым направлениям.
Важный фактор — это то, что происходит распад системы управления Евросоюзом. Мы видим, что евробюрократы вступают все чаще и чаще в конфликты с национальными правительствами. Европа проиграла экономическую войну Соединенным Штатам. Огромное количество производств тянется туда, где есть дешевый газ, дешевая электроэнергия, где стабильные поставки нефти. Серьезнейший конфликт - это конфликт между евробюрократами, частью старых элит европейских и теми национально ориентированными правительствами, которые на сегодняшний день существуют. К чему это может привести? К пересмотру форматов управления в Евросоюзе. И параллельно движется процесс по распаду НАТО. Есть НАТО с Соединенными Штатами, а есть «ЕвроНАТО».
Печать