Политический юрист, юрист в области конституционного права и конституционного правосудия, руководитель Центра конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП Иван Брикульский – о том, на чем основываются решения КС РФ.Повторим базу. Статья 74 Закона о КС говорит, что решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации.
Но решение, основанное на материалах — не гарантия того, что решение будет обоснованным и мотивированным. От отписки никак не спасает. Более того, в той же статье говорится, что постановления и заключения публикуются «с обязательным указанием мотивов их принятия».
С коллегами открыли комментарий к Закону о КС с сайта самого КС. Вот как там комментируется эта статья 74 (часть 1): приведенные законоположения обязывают [...] принимать мотивированное решение исключительно по предмету обращения, основываясь на представленных ему и исследованных им материалах.
Внимание, вопрос – о каком мотивированном решении может идти речь, если Суд, во-первых, даёт ответ не по содержанию жалобы (и близко), во-вторых, ограничивается триадой констатации – это гарантийная норма – СИД определяйте как хотите – факты мы не оцениваем.
Ещё недавно
мы писали о таком подходе в деле ГК Ариант, по которому мы работали. В нём КС допустил ошибку , указав, что норма ст. 200 ГК РФ не применялась, несмотря на обратное в судебных актах (т.е. не прочитали судебные решения). А на днях стало известно ещё по двум решениях по «деприватизации» — АО «Компания Эталон» и их владельцам. Которое, впрочем, не отличается такой же триадой аргументации. «Приватизаторы», видимо, не заслужили.
Но я это к чему? В.Д. Зорькин на встрече с президентом сказал про качество обращений в КС РФ и про качество законопроектов. А что насчёт качества правоприменительных актов и, наконец, качества решений самого КС РФ? Возможно, понимая качество решений КС РФ, не стоит потом посылать сигналы о неликвидации КС РФ?
Печать