События, произошедшие в 2023 году в Белоруссии, вполне можно назвать определяющими в судьбе страны. Сложившаяся вокруг республики ситуация заставила местные власти во многом переосмыслить свою не только внутреннюю, но и внешнюю политику.
Стало очевидно, что официальный Минск больше не питает иллюзий относительно возвращения к «партнёрским» отношениям с западным миром и готов участвовать в построении новой модели международных отношений. Именно это и стало одной их основных причин всех событий в Белоруссии в уходящем году.
Во внутренней политике основным направлением действий белорусских властей в 2023 году можно назвать продолжение борьбы с остатками радикальной оппозиции и проявлениями экстремизма. Для этого в республике продолжилось преследование противников Александра Лукашенко, были окончательно закрыты все остававшиеся к этому времени оппозиционные политические партии, а также проведено ужесточение законодательства. В частности, еще в марте президент Белоруссии подписал указ, согласно которому уголовная ответственность за измену государству для лиц, занимающих государственные должности и военнослужащих, предусматривает исключительную меру наказания. Подобный шаг в Минске объяснили в том числе тем, что в стране резко возросла террористическая опасность, за которой стоят спецслужбы иностранных государств, в том числе Украины.
В данном случае следует отметить, что действия белорусских властей вполне обоснованы, так как именно терроризм стал одной из главных особенностей 2023 года в Белоруссии. Достаточно вспомнить, что еще в феврале было совершено нападение на российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50, находившийся на военном аэродроме в Мачулищах недалеко от Минска. Тогда воздушное судно было незначительно повреждено при помощи дрона. После задержания исполнителя теракта и его пособников, стало известно, что за ним стоят не только белорусская беглая оппозиция, но и иностранные спецслужбы, главную роль среди которых играла Служба безопасности Украины (СБУ). В последующем именно Украина стала постоянно фигурировать в сообщениях белорусских правоохранителей о предотвращении терактов.
Так, весной стало известно о раскрытии целой террористической сети, которая была связана с украинскими спецслужбами. Агенты готовили серию взрывов на различных инфраструктурных и общественных объектах Белоруссии, в том числе нефтебазе и Генеральном консульстве Российской Федерации в Гродно. Весной КГБ Белоруссии выявил еще одну террористическую группу, которая планировала устроить теракт на 9 мая. В этот раз оказалось, что замаскированная под электрическую плитку взрывчатка была отправлена в республику через Италию с Украины, а вся операция разрабатывалась Главным управлением разведки (ГУР) украинского Минобороны.
В мае была осуществлена попытка нападения на колонну военной техники на трассе М5 «Гомель — Минск», когда 50-летний водитель грузовика из Минска произвёл подрыв «неустановленного устройства, самостоятельно изготовленного из пиротехнических изделий». Правда, тогда оказалось, что сделал это поклонник беглой белорусской оппозиции. Однако уже в сентябре КГБ снова сообщило о том, что пресечены очередные попытки украинских спецслужб дестабилизировать обстановку в стране. Тогда заявлялось, что задержаны 6 человек, четверо из которых были украинцами. Они работали по заданию все того же СБУ: фотографировали важные, в том числе и военные объекты, собирали информацию о передвижении военной техники и готовились подорвать железную дорогу в Столбцовском и Толочинском районах.
В итоге в декабре президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о задержании за последнее время «двух десятков групп террористов», которые готовили террористические операции на территории России и Белоруссии. Все они, по словам белорусского лидера, были связаны с иностранными спецслужбами, которые не оставляют надежды дестабилизировать обстановку в республике. Поэтому совершенно неудивительным является то, что власти страны приняли решение работать на упреждение, ужесточая контроль за внутренней ситуаций, а также вводя «драконовские» меры по борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма.
Более того, стоит напомнить, что именно в 2023 году в Минске был принят закон о народном ополчении, а также созданы сразу несколько новых подразделений в рамках МВД, главной задачей которых является борьба с диверсантами. Это особенно важно, если помнить, что беглая белорусская оппозиция не отставляет своих планов при поддержке Запада свергнуть нынешний политический режим в Белоруссии, для чего готовит на территории Польши и стран Прибалтики своих боевиков.
С учётом этого можно с уверенностью говорить о том, что в 2024 году официальный Минск не просто продолжит свою политику по зачистке страны от радикалов и им сочувствующих, но и еще больше ужесточит контроль за ситуацией внутри республики.
На ситуацию в Белоруссии значительно повлияла и смена внешнеполитической доктрины властей. В данном случае следует отметить, что официальный Минск окончательно отказался от так называемой политики многовекторности, которая предполагала балансирование между Западом и Россией. С учётом введённых против республики санкций, а также невозможности наладить диалог со странами Евросоюза белорусские власти приняли решение сделать ставку на развитие отношений со странами Глобального Юга и Востока. Об этом свидетельствует резкая активизация официального Минска на азиатском и африканском направлениях.
Например, помимо Китая, где у Минска в последние годы наметилось теснейшее взаимодействие по самым различным направлениям, в 2023 году резко ускорилось сотрудничество между Белоруссией и Ираном. Так, Александр Лукашенко весной побывал в Тегеране, где была подписана дорожная карта сотрудничества на 2023−2026 годы, в которой содержалось соглашение о взаимодействии и кооперации в политической, экономической, научно-технической, консульской сферах, в образовании, культуре, СМИ, туризме и пр. Кроме того, в конце апреля в Нью-Дели (Индия) состоялась встреча главы белорусского Минобороны Виктора Хренина с министром обороны и поддержки Вооруженных Сил Ирана Мохаммадом Реза Аштиани. Тогда министры отметили «значительный потенциал и перспективы развития практического взаимодействия», а также «выразили заинтересованность в дальнейшем укреплении военных контактов».
Не менее важным в 2023 году стало и африканское направление. В частности, президент Белоруссии в течение года неоднократно встречался с лидерами стран Африки. Например, в начале года он побывал в Зимбабве и ОАЭ, где провел встречи с политическим руководством этих стран. Тогда были намечены определенные направления дальнейшего сотрудничества, и дан старт новым совместным проектам. В сентябре в Минск прилетал президент Экваториальной Гвинеии Теодоро Обианга Нгемы Мбасоги, а уже в конце осени белорусский лидер совершил двухнедельное турне по странам Ближнего Востока и Африки, а также в очередной раз побывал в Китае. При этом стало понятно, что эта поездка является для Лукашенко знаковой, так как она ознаменовала принципиальный внешнеполитический разворот Белоруссии и может рассматриваться как начало формирования особой роли республики в формирующейся сегодня новой системе международных отношений. Очевидно, что в Минске приняли решение стать одним из ключевых игроков этого процесса, в том числе на африканском и ближневосточном направлениях, где у Белоруссии есть прямая поддержка России и, возможно, Китая.
Вместе с тем, решающим для Минска в 2023 году стало сотрудничество с Москвой, которое оказало значительное влияние, как на внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране, так и на положение республики на международной арене. В первом случае следует напомнить, что в условиях санкционного давления именно российский рынок стал основным для белорусской продукции, позволив ВВП страны не уйти в минус, а достичь роста в 3,8%. Более того, именно Россия стала окном для белорусского экспорта на внешние рынки. Как отмечал в конце года белорусский посол в РФ Дмитрий Крутой, в 2023 году общий объем перевалки белорусских грузов через российские порты составил порядка 15 млн тонн, что ненамного меньше, чем было во времена использования портовых мощностей Прибалтики. Важно и то, что Минск и Москва практически полностью урегулировали все свои прежние вопросы относительно поставок в страну нефти и газа, а также приняли решение совместными усилиями бороться с западными санкциями, в том числе развивая импортозамещение. И, конечно, нельзя забывать о том, что именно в 2023 году был завершен крупнейший совместный проект двух стран — строительство в Белоруссии первой атомной электростанции в Гродненской области.
Важнейшим же событием в отношениях Минска и Москвы в 2023 году стало появление в Белоруссии российского ядерного оружия (ЯО). Александр Лукашенко не один год заявлял о том, что он крайней сожалеет, что страна лишилась ЯО во второй половине 1990-х годов, однако вплоть до событий последнего времени ни в белорусской, ни в российской столицах не говорили о возможности его возвращения в республику. Более того, еще в 2022 году президент Белоруссии отмечал, что данный тип оружия появится в стране, только если американское ядерное оружие будет размещено в Польше или будет реальная опасность нападения со стороны НАТО. Однако, как показали дальнейшие события, Минск и Москва уже тогда вели работу по подготовке возвращения в республику ядерного оружия, модернизируя белорусские военные самолеты для несения соответствующих боеприпасов, а также перемещая в Белоруссию российские ОТРК «Искандер». Открыто о планах по размещению ЯО на территории республики только в марте 2023 года сообщил президент РФ Владимир Путин, отметив, что это стало ответом на просьбу из Минска. В мае министры обороны двух стран подписали документы, определяющие порядок содержания российского нестратегического ядерного оружия в специальном хранилище в Белоруссии. 16 июня Владимир Путин заявил, что первые тактические ядерные боеприпасы были доставлены в республику, добавив, что до конца лета РФ эту работу выполнит полностью. В декабре во время саммита лидеров ЕАЭС в Санкт-Петербурге белорусский лидер сообщил, что перемещение ЯО было закончено к октябрю и теперь «все на своих местах в хорошем состоянии».
Необходимо отметить, что появление в Белоруссии российского ядерного оружия, какие бы бравурные речи не звучали со стороны стан НАТО, серьезным образом изменило не только статус республики, но и общую ситуацию в Восточной Европе. Более того, агрессивная риторика стран Запада, в первую очередь Польши, заметно ослабла. В Варшаве, конечно, не отказались от своих планов по возвращению «Кресов Всходних» (западные земли современных Белоруссии и Украины), но теперь вынуждены соотносить их с усилившейся военной мощью соседней республики. При этом стоит отметить, что как бы сегодня политики стран Евросоюза и США не убеждали западное общество в том, что Москва и Минск никогда не применят ядерное оружие, в реальности вряд ли кто-то на Западе сомневается, что в случае необходимости у Лукашенко и Путина рука не дрогнет нажать на «красную кнопку». Это, пожалуй, является сегодня одним из последних сдерживающих моментов для дальнейшей эскалации напряжённости не только в восточноевропейском регионе, но и во всем мире.
Таким образом, 2023 год вполне можно назвать важнейшим в современной истории Белоруссии. Минск не только определил новую концепцию внутреннего развития, направленного на ужесточение контроля за ситуацией в стране, но и определился со своим дальнейшим внешнеполитическим вектором. Теперь страна будет жить и развиваться в формате важного форпоста формирующейся сегодня новой системы глобальной безопасности и международных отношений, которой придется завоевывать свое место в мире в рамках жесткой борьбы с Западом.
Печать