От экологического коллапса к экологическому благополучию. Статья академика РАН В.И. Кашина.
О значении охраны окружающей среды говорить не приходится, ведь воздух, вода и пища во многом определяют здоровье нации, и не случайно в Конституции РФ прописано право человека на благоприятную окружающую среду.
Уважаемые товарищи, в законодательном плане мы неплохо поработали. В последние 3 Созыва Государственной Думы, нам удалось создать экологический каркас в законодательстве, позволяющий комплексно регулировать вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
К сожалению, следует отметить, что правоприменительная практика не показала ожидаемого положительного эффекта от введенных законодательных изменений, и правоотношения в области охраны окружающей среды продолжают деградировать, исходя из тех разрушительных процессов, которые были заложены в начале девяностых годов, в том числе принятыми лесным, земельным и другими кодексами, целью которых было разбалансировать систему государственного управления, перейти на рыночные механизмы, заложив при этом, как раз антирыночные, несправедливые подходы.
В первую очередь необходимо остановиться на великом природном богатстве нашей страны как Лесной Державы. Мы видим, за последние 30 лет главный экологический регулятор подвергся разграблению. К сожалению, в лесу долгие годы хозяйничал короед, черные лесорубы и вороватые чиновники.
Надо сказать, что принятые в 2013-2017 годах федеральные законы по изменению Лесного кодекса, были направлены, в первую очередь, на то, чтобы положить конец существующим «серым» схемам мошенничества с лесными богатствами, поскольку законы предусматривали создание единой цифровой системы прослеживаемости оборота древесины, нужно было взять под учет каждое дерево ценных пород, обеспечить древесину сопроводительными документами начиная от лесозаготовки, без которых невозможна их перевозка и реализация.
Но, к сожалению, нужно признать, что сегодня правоприменение не отражает всей полноты государственного регулирования, заложенного указанными законами. К примеру сохранение лесов и лесовосстановление, несмотря на внесенные в законодательство изменения в части лесовосстановления и воспроизводства лесов, сегодня естественному восстановлению отдано преимущество, многократно сократилось производство посадочного материала, что, очевидно, не позволяет прирастать лесу наиболее ценными породами. Нам надо менять эту пирамиду, как это делается в эффективных лесных державах, 80% должно составлять искусственное лесовосстановление, а 20% естественное.
Главная составляющая в вопросе эффективного использования лесов - экономическая. Лес принадлежит народу и государству и является убыточным. 30 лет назад лес приносил хороший доход в бюджет государства. А сегодня, к сожалению, кубометр на корню оценивается около 1800 рублей, из них государству достается всего 41 рубль. Но ведь очевидно, что государство должно, как собственник, как представитель интересов народа, получать основную часть рыночной стоимости леса, эффективно заниматься лесоустройством, обеспечить порядок в лесу, которого сегодня, к сожалению, мы не наблюдаем. Муниципальные образования по закону, которые должны заниматься защитой и лесовосстановлением, влачат жалкое существование. Подзаконные акты наделяющие их в том числе лесозаготовительной детальностью и контролем отсутствуют. А ведь до 90х годов все лесхозы были прибыльными и в лесу был порядок. Сократили многократно лесников, как и угробили лесную науку, для чего? На 100 тыс. гектар леса один лесник, как говорится до оптимизировались. Ни питомников лесных, ни лесника, ни лесной науки. А что осталось, жулики, вороватые чиновники и конечно бушующие пожары.
Слава богу нам удалось легализовать, подтвердить де-юре законом авиалесоохрану, а то и этого не было, кстати еще мощности необходимо утраивать как и химические станции. Необходимо принять конкретные меры по пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения. Такие меры должны, в том числе исходить из внесенной в декабре 2022 года в Земельный кодекс поправки, автором которой является В.И. Кашин, в части обязанности собственника уведомлять пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, а также мероприятий, предусмотренных соответствующими Государственными программами. Напомню только в АПК до 1991 года работало 50 тыс. пожарных дружин и большинство промышленных предприятий их тоже имели. В каждом коллективе, районе, области этому вопросу уделяли большое значение, и был результат.
Наши предшественники, наши отцы, а также мы сами много работы сделали в этом направлении, в том числе сформировав правильное образование, культуру и воспитание. К счастью, сегодняшнее поколение может гордиться рукотворными дарами и природными богатствами страны - рощами и лесами. Наша юность, наше детство и зрелые годы прошли в созидании этого всего, особенно у тех, кто жил и трудился в лесной и в сельской местности.
Необходимо внедрить имеющейся в стране опыт такой работы - крупные и средние предприятия должны иметь пожарные автомашины и команды, как это было в совхозах, колхозах и многих промышленных предприятиях в советское время. По-другому, в это сложное время, не достигнуть положительного результата. И конечно, эффективных собственников земель в этом плане необходимо ставить в пример. Безусловно, наилучшей мерой борьбы с пожарами является целевое использование всех земель сельскохозяйственного назначения, и, в первую очередь, пашень, пастбищ и сенокосов. Этот комплекс мер необходимо взять под особый контроль региональным министрам, исходя из соответствующих государственных программ и законов. Как это делается в Татарстане, за последние 15 лет ни одного пожара, но работают лесничества, лесники, питомники, лесной патруль, экологические классы, построены химические станции итд. Покажите этот пример по каналам телевидения.
И главный вывод, что на эти комплексные меры потребуется многократно меньше денег, чем на тушение пожаров и восстановительные работы после них. А человеческие жизни не имеют цены, они бесценны, пора работать на результат, на государство и народ!
Что касается водного хозяйства. Да, Россия - Водная Держава, но мы должны при этом беречь каждую каплю воды!
Сегодня мы в сравнении с другими странами расходуем воду неэкономно. В нашей стране насчитывается около 65 тыс. гидротехнических сооружений (ГТС) таких как плотины, гидроэлектростанции, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, дамбы и многие другие. Наши предшественники, да и мы, рукотворные моря создали, было построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 млрд м3, в том числе 2650 водохранилищ с объемом свыше 1 млн м3 каждое.
Вот к примеру Цимлянское водохранилище, построено в Ростовской области в 1952 году и сегодня оно питает территорию общей площадью в 263,6 тыс. га, в том числе: усадьбы и огороды 9,6 тыс. га; сады и виноградники 0,7 тыс. га; пашня 35,7 тыс. га; сенокос 71,1 тыс. га; выгон 78,2 тыс. га; лес и кустарники 30,1 тыс. га. Кроме того наша страна богата и крупнейшими каналами, вот к примеру Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, протяженностью 101 км., был построен и введен в эксплуатацию за 5 лет. А сегодня план по очистке нескольких рек выдается за подвиг, которого никогда не было. Без сарказма здесь трудно обойтись.
Также можно охарактеризовать Саяно-Шушенское водохранилище с крупнейшей по установленной мощности электростанцией в России (Саяно-Шушенская ГЭС). Но мы обязаны сохранить эти гидротехнические сооружения, вести их учет, планировать своевременную реконструкцию, ремонт и весь комплекс работ, необходимый для их полноценной работы, чтобы не было повторений трагедии как на Саяно-Шушенской ГЭС, и не только. Эта тема требует постоянного мониторинга и контроля с вовлечением всех необходимых ресурсов. Регулярно повторяемые наводнения, разрушения и бесхозность многих ГТС, просто требует соответствующих мер. Пожар на воде – это те же люди, те же уничтожаемые поселки и новые еще большие затраты.
Что касается атмосферного воздуха. Сроки вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, предусматривающего новую систему экологического нормирования, к сожалению, неоднократно переносились, благодаря усилиям противоборствующей стороны. Следует отметить, что указанные изменения удалось принять во многом благодаря поддержке Президента, мы проводили эту работу совместно с действующим в тот период Министром природных ресурсов Российской Федерации Донским Сергеем Ефимовичем. Конечно, были противники выведения из «серой зоны» вопросов связанных с производственными выбросами в атмосферный воздух: каждая труба должна быть учтена и контролироваться соответствующими датчиками, с использованием лучших и доступных технологий очистки и фильтрации. За невыполнение указанных требований были введены серьезные штрафы, которые должны пресекать все попытки сохранить безответственное отношение к выбросам в атмосферу, минимизировать негативные последствия для населения и окружающей среды. Сегодня, к сожалению, во многом благодаря либерализации отчетности представляются данные о сокращении выбросов с тридцати двух тысяч тонн до двадцати двух тысяч тонн. Но нам - жителям нашей страны, нашим детям и будущему поколению не «правильная отчетность» нужна, нам нужен чистый воздух! Дело в том, что именно воздух, вода и пища – основа здоровья каждого человека.
Необходимо отметить, сегодня мы с вами имеем удручающие демографические последствия, о чем постоянно говорит и Президент, обращая внимание нашего общества на эти проблемы.
Печать