Новая премьер-министр Италии лидер коалиции правоцентристов Джорджа Мелони заявила о необходимости ремонта буксующей политической машины. Текущий парламентский строй ведет к частой смене правительств и не позволяет государству ставить долгосрочные цели развития.
Поэтому Мелони намерена усилить власть президента и позволить гражданам выбирать главу государства напрямую. Она надеется, что реформа укрепит позиции страны на международной арене, обуздает бюрократию и взбодрит политическую активность населения.
Проблема в том, что государственная система Италии трудно поддается коренным изменениям, хотя и считается «политической лабораторией Европы».
Италия поправела
2022 год в Италии был ознаменован распадом большой правящей коалиции и досрочными выборами в парламент. Правительства на Апеннинском полуострове меняются часто, и ушедший, 67-й по счету, послевоенный кабинет просуществовал всего лишь год.
Его председателем был Марио Драги, получивший прозвище Супер Марио в бытность руководителем Европейского центрального банка. Но и ему не посчастливилось нарушить традицию итальянской политики: выход из коалиции партий «Движение пяти звезд», «Вперед, Италия» и «Лига» привел к очередному роспуску парламента.
Желания участвовать в новых выборах у итальянцев при этом не прибавилось. Явка снизилась на 9%, хотя большинство итальянских избирателей (63%) все-таки выразили свою волю. Большинство в обеих палатах парламента получила коалиция правоцентристов, набравшая 44% (партия «Братья Италии» под руководством Джорджи Мелони — 26%, младшие партнеры «Лига» и «Вперед, Италия», возглавляемые бывшим вице-премьером Маттео Сальвини и экс-премьером Сильвио Берлускони — 8,9 и 8% соответственно).
В октябре 2022-го, в столетнюю годовщину похода итальянских фашистов на Рим под руководством Муссолини, в Италии произошло сразу несколько знаковых политических событий. Во-первых, премьер–министром страны впервые стала женщина. Во-вторых, у власти оказалось коалиционное правительство, которое пресса окрестила «самым правым со времен Второй мировой войны».
Такое мнение имеет основание: корни партии «Братья Италии» восходят к неофашистской партии «Итальянское социальное движение», членом молодежного крыла которой была Джорджа Мелони.
И все же ассоциации с неофашизмом беспочвенны. Скорее, итальянские правые играют на разочаровании избирателя в партиях традиционного спектра и состоянии дел в стране, а Мелони можно охарактеризовать как умелую популистку, которая к тому же легко меняет убеждения. Например, если ранее она высказывалась в пользу выхода Италии из еврозоны, то в 2022 году уже всячески декларировала верность европейскому партнерству.
Даже политический оппонент нового премьера Маттео Ренци, который сам был главой правительства в 2014‒2016 годах, призвал не считать нынешних правых фашистами.
Вопрос изменения полномочий президента Джорджа Мелони раскручивает уже не первый год. Эта инициатива была одной из центральных в программе правых сил на выборах. А еще в 2018 году законопроект о конституционной реформе не прошел в парламенте. Зато теперь у правых там большинство.
Возможно, и свое политическое будущее лидер «Братьев Италии» видит именно в Квиринальском дворце в качестве президента с обновленными полномочиями.
Материал полностью: https://expert.ru/expert/2023/07/perestroyka-po-italyanski/
Печать