Руководитель проектов ЭИСИ, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о протестном движении во Франции и поляризации французского общества.Протесты во Франции пока еще не превратились в системные, к ним не примкнула значимая часть политических сил. Политическая оппозиция не обозначила протестующих как своих сторонников, а здесь необходимо, что называется, возглавить протест. Безусловно, некоторые политики себя с протестом ассоциируют, но, как правило, это те, кто находится по краям политического спектра. А необходима широкая коалиция солидарности с протестующими.
По всей вероятности, французам нужно решать судьбу своей страны, не надеясь на политиков. И тут стоит отметить, что в свое время именно улица отправила в отставку де Голля. Почему бы не вспомнить собственные традиции и не отправить в отставку надоевшего
клоуна Макрона.
Но если уж на то пошло, то во Франции есть одна проблема, которую не решит даже отставка Макрона. Это поляризация общества. Состоит она в том, что развалились две ключевых олдскульных партии, стоящие на умеренных позициях, развалились (это Социалисты и Республиканцы, 80 лет выполнявшие функцию скелета французской политической системы). А вот позиции крайних (левых и правых) усилились. Это «Национальное объединение» Ле Пен и Барделла и «Непокоренная Франция» Меланшона.
Позиции этих партий абсолютно несоединимы. Они могут соединиться только для того, чтобы убрать из политики Макрона. Однако проблема французского общества в том, что нынешний кризис – это не кризис личности, не кризис президента и правительства. Это системный кризис французского государства, которое зашло в тупик.
Чем занимался Макрон, восемь лет находясь у власти? Демонтировал французское социальное государство. И сейчас ситуация такова, что те проблемы, которые стоят перед французским обществом (начиная от экономических и заканчивая демографическими), стало невозможно разрешить в рамках действующей политической системы.
Вот эта основная проблема и дает мощную поляризацию (по сути – раскол) французского общества. И как Франция выйдет из этой ситуации не совсем понятно.
Печать