Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о возможной посреднической роли Ватикана в урегулировании украино-российского конфликта.Итак, папа Лев ХIV – готов
с головой окунуться в пучину геополитики и предлагает свои посреднические услуги в урегулировании конфликта на Украине. Конечно, подобное предложение из уст понтифика – можно рассматривать двояко. Во-первых, как дань актуальной политической повестке, стремление продемонстрировать свою вовлеченность в дела мирские и адекватность тем многочисленным вызовам, с которыми пытается справиться сегодня человечество. Во-вторых, можно, конечно, посмотреть на это предложение и по-другому, воспринимать его как заявку Святого Престола на новую, существенно более заметную (чем в годы позднего Франциска) политическуюроль в архитектуре современного «глобального мира».
В общем, интерпретировать миротворческие пассажи Льва ХIV можно по-разному. Однако важно и то, что Дональд Трамп (видимо, действительно порядком уставший от всей этой украинской истории и уже готовый «перепоручить» ее почти кому угодно) упомянул Ватикан как возможную «площадку» российско-украинского диалога.
Размышляя о возможной посреднической роли Святого Престола в российско-украинском конфликте, позволю себе выделить два аргумента «за», которые говорят в пользу Ватикана как медиатора и как переговорной площадки. И, соответственно, два аргумента «против», которые ярко показывают, почему новому римскому папе не суждено стать «миротворцем» (по крайней мере, в украино-российском противостоянии).
Итак, первый и очень серьезный аргумент «за», который на первый взгляд может показаться парадоксальным. Лев ХIV – один из немногих политических лидеров на плане Земля, которому явно некуда спешить. Он не находится в ситуации цейтнота. Ему, в отличие от всех ключевых персонажей украинской трагедии (Зеленского, Стримера, Мерца, Вэнса и т.д.), не надо никуда переизбираться – ни через два, ни через четыре года. Он (в отличие от некоторых нервных и суетливых «миротворцев»!) не обещал своим избирателям «остановить войну» за неделю или «одним звонком Путину». Его «политическое время» не ограничено ни маем 2027 (как у Макрона), ни январем 2029 (как у Трампа). Следовательно, ситуация «некуда спешить» подразумевает, что переговоры могут худо-бедно, прерываясь и вновь возобновляясь, тянуться годами. И, разумеется, никто не будет требовать от Ватикана быстрых результатов. Нетрудно догадаться, что подобное стремление «не спешить», не форсировать переговорный процесс вполне созвучно сегодняшней психологии и установкам российской власти.
И вот как раз на этой почве Святой Престол и Кремль вполне могут найти общий язык: оказаться психологически удобными и симфоничными друг другу в своем желании «замедлить» политическое (да, что греха таить, и физическое) время.
Второй аргумент «за» участие Ватикана в разрешении украинского конфликта – чисто прагматический. Все же понимают, что если переговорной площадкой является Ватикан (а не Стамбул), а главным посредником выступает сам Лев ХIV (а не, например, пособник сирийских террористов Хакан Фидан), то «центр тяжести» переговорного процесса будет неизбежно смещен от «линий разграничения» и поставок дронов к гуманитарным вопросам. Обмен пленными, гуманитарные коридоры, судьба стариков и детей, оказавшихся в зоне боевых действий, – все эти острые проблемы решать можно и нужно. Даже сейчас, когда боевые действия всё еще продолжаются. И Ватикан здесь – более чем подходящее место для обсуждения этих болезненных тем.
А теперь позвольте привести аргументы, которые делают Ватикан, мягко говоря, не самым очевидным и убедительным посредником. И здесь тоже, собственно, есть два главных аргумента.
Аргумент первый – политико-культурный. Как ни посмотри, но в культурной и геополитической панораме современного мира Ватикан – неотъемлемая историческая часть «коллективного Запада». Один из влиятельнейших центров власти этого самого Запада, который, разумеется, никак не может быть «равноудаленным» в конфликте между Россией и западным миром. И этим, собственно, всё сказано. Это, если хотите,– медицинский факт, который ставит жирный крест на «посреднической» роли Ватикана в урегулировании российско-украинского конфликта. Разумеется, нет смысла подробно останавливаться на том, что в деформированной картине мира некоторых российских «ура-патриотов» Ватикан – не просто важный культурный элемент западной макроцивилизации, но ещё и часть пресловутой «гейропы» («закат» которой они предвещают). Центральная точка на русофобской «оси зла» (няряду с Ротшильдами, Габсбургами. ФРС и кем-то там еще). Исторический «мозговой центр»многовековой русофобии, антироссийских геополитических интриг и «заговоров».
Но даже если отбросить всю эту «клиническую конспирологию», становится очевидным: пока Россия «воюет с коллективным Западом» (а не с такой же, как она сама, православной Украиной), ни о каком реальном посредничестве Ватикана речи, увы, идти не может…
Аргумент второй и очень весомый, также свидетельствующий о том, что Ватикан не подходит на роль посредника в разрешении российско-украинского конфликта, – личность и риторика папы Льва ХIV. Как известно, в украинском вопросе новый понтифик занимает куда менее сбалансированную позицию, чем его предшественник. И, в отличие от покойного Франциска, четко дает понять, на чьей он стороне. Ну и зачем, скажите, России нужен такой вот ангажированный «посредник»?
И да, несколько слов по поводу фигуры Льва ХIV. Я еще перед конклавом высказывал мнение, что избрание «политического папы» – это не то, что нам нужно. Более того, далеко не факт, что это в стратегической перспективе пойдет на пользу и самому Ватикану. Да, безусловно, избрав своеобразного «антитрампа» на престол Святого Петра, кардиналы показали свое умение «держать нос по ветру» и тонко реагировать на негативную политико-психологическую конъюнктуру. Продемонстрировали, что на новообращённого «главного американского католика» и «носителя христианских ценностей» Вэнса найдётся еще более «главный» американский католик. Тот самый, который ненавязчиво объяснит всем сомневающимся, что престарелые миллиардеры в Белом доме и их прислуга – всего-навсего ментально деградировавшие самовлюбленные развратники, а не какие-то там выразители исконных «традиционных ценностей» Запада.
Всё это, безусловно, хорошо в среднесрочной перспективе и правильно с тактической точки зрения. Однако есть существенный нюанс: трампизм как «антисистемный» мегатренд современности может лет через пять иссякнуть, бороться будет уже не с кем и не с чем, а Роберт Френсис Превост – будет продолжать рулить Ватиканом и поляризовать христианский мир самим фактом своего существования.
В общем, желание Ватикана и лично Льва ХIV выступить посредниками в урегулировании российско-украинского конфликта – вполне понятно, легко объяснимо и почти идеально вписывается в текущую геополитическую конъюнктуру. Иное дело, что это желание, к моему глубокому сожалению, разбивается о суровую реальность. Выглядит слабо осуществим – и с точки зрения политических реалий дня сегодняшнего, и, увы, в силу фундаментальных исторических причин.
Печать