Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин - о выступлении костромского губернатора Сергея Ситникова с декламацией отрывков из дневника Александра Островского. Как правило, российские губернаторы редко используют творческие форматы коммуникации с обществом. Отчасти потому, что многие из них банально «не умеют в эмпатию», отчасти – по причине опасения «уронить честь мундира». И если первый аргумент еще можно понять, принять и простить (иногда в человеке в принципе отсутствует какая-либо «душевность», с этим ничего не поделаешь), то второй довод в пользу отказа от экспериментов в общении с аудиторией можно и нужно оспаривать.
Решение Сергея Ситникова не просто выпустить видеоролик к годовщине со дня рождения Александра Островского, но и включить в него декламацию отрывков из дневника писателя, посвященных Костроме, вполне очевидно обернулось имиджевым успехом. Губернатор сумел зацепить души земляков, обратившись к символам, которые лежат в основе региональной идентичности. Но это было сделано не «в лоб», с использованием казенного языка чиновников и успевших набить оскомину трафаретных фраз. Сергей Ситников осознанно или интуитивно выбрал наиболее эффективный формат политической коммуникации – косвенный (в миру – «джинса»).
При этом и сам выбранный губернатором формат, и содержание его выступления воспринимались максимально органично в контексте имиджа Сергея Ситникова. Даже костромичам, которые давно уже не смотрят телевизор, прекрасно известно, что глава региона – профессиональный историк по образованию, а борьба за сохранение культурного наследия области и поддержание жизнеспособности региональной идентичности всегда была для него одним из магистральных направлений внутренней политики. При этом речь идет не о популистской имитации «заботы о корнях», а об усилиях человека, который реально связывает свое будущее с регионом (у Ситникова даже внуки появились на свет в городском роддоме Костромы). Всем прекрасно известно, что губернатор с вероятностью в 150% не относится к числу обладателей недвижимости в Италии или Испании, склонных время от времени призывать россиян к «любви к отеческим гробам». Это действительно костромич, который не рассматривает пребывание на посту губернатора в качестве промежуточной станции на карьерном пути к дому на Рублевке. И потому неподдельный интерес Ситникова к задаче сбережения исторического наследия Костромы обосновано вызывает у аудитории реакцию в духе сакраментального «верю» Станиславского.
Если Ситников продолжит использовать «эмпатичные» форматы взаимодействия с «широкими народными массами», публичная политика в регионе может заиграть новыми красками. Главное, чтобы губернатор сумел сохранить свое политическое амплуа.
Печать