Зачем Трамп вводит пошлины? Как на них реагируют американцы? И как все это может затронуть Россию? – политолог Алексей Макаркин, сообщает
телеграм-канал "Огонь".
В США экономисты долгое время исходили из объективного фактора перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Заводы перемещаются в другие страны, бизнесу выгоднее физически присутствовать в Юго-Восточной Азии. США при этом должны быть конкурентоспособны в других – уже не индустриальных – сферах. Например, в различного рода инновациях. Но потом выяснилось, что далеко не все американцы согласны с этим. В индустриальном обществе они – рабочие и инженеры, поэтому совсем не хотят переходить в постиндустриальную, сервисную экономику. Инженер не хочет быть официантом, и это понятно, а для советского человека еще и знакомо.
Поэтому сейчас Трамп хочет вернуть заводы домой в Америку. Для этого, он считает, что нужно повысить пошлины, чтобы производить товары за пределами США было максимально невыгодно. Но идея пошлин сталкивается с проблемами глобальной экономики. Когда в 1930е была Великая депрессия, правительства многих стран стали вводить тарифы, защищая своих производителей. Но после было доказано, что именно протекционизм способствовал разрастанию Великой депрессии. С тех пор экономисты к радикальному протекционизму относятся очень скептически. А за сто лет с тех времен экономика разных стран стала очень взаимозависимой.
Трамп начал с самых близких соседей – Канады и Мексики, введя против них пошлины еще в феврале. Канадские пошлины привели к тому, что пострадали и американские товаропроизводители. Например, штат Кентукки поставляет в Канаду виски. Оба сенатора-республиканца от Кентукки, люди с очень разными экономическими взглядами, выступили за то, чтобы договариваться с Канадой, иначе виски поставлять будет некуда. Можно было бы переключиться на другие рынки, но теперь Трамп ввел пошлины практически против всех. При попытке защитить американского товаропроизводителя, выяснилось, что часть этих товаропроизводителей уже плотно интегрирована в мировые рынки, продает свою продукцию на экспорт, и от пошлин также страдает.
Кроме производителей есть еще и потребители. Бывший инженер или рабочий из Пенсильвании хочет, чтобы его завод вернулся в США из Китая. При этом он хочет покупать дешёвые импортные товары. Например, новый китайский телефон ребенку на день рождения. Но поскольку началась торговая война, китайский телефон теперь сильно подорожает. А вот вернется ли завод из Китая в Америку – еще неизвестно. Поэтому многие американцы теперь ратуют за свободу торговли.
Люди из команды Трампа, которые непосредственно занимаются бизнесом (тот же Илон Маск), пришли в ужас от его решения. Сенаторы боятся за экономику. Во-первых, они убеждены, что торговая война подстегнёт глобальный экономический спад, который обязательно затронет США. Во-вторых, их беспокоят конкретные интересы производителя виски из Кентукки. Уже семеро республиканских сенаторов присоединились к демократам и внесли законопроект, чтобы все тарифы теперь проходили одобрение в Конгрессе. Трамп сказал, что наложит на него вето. Но то, что такую инициативу выносят и демократы, и республиканцы – тревожный сигнал для президента.
Печать