Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о перспективах диалога России и США.Среди популярных в экспертном сообществе точек зрения, касающихся перспектив
диалога России и США, всё чаще звучит тезис о том, что главная угроза со стороны Трампа — это не масштабная военная поддержка Украины, а усиление санкционного давления на союзников и партнеров Москвы. Эта позиция в чем-то справедлива: американский президент действительно вряд ли станет тратить ресурсы на эскалацию конфликта, который не приносит собравшимся вновь стать великими Соединённым Штатам ощутимых результатов. Его политическая философия строится на экономии, прагматизме и демонстрациии силы скорее через быстрые выходы на разнообразные «сделки», чем через участие в затяжных вооружённых конфликтах.
Однако считать, что Россия в этой ситуации может чувствовать себя абсолютно спокойно, — жестокое заблуждение. Трамп импульсивен и непредсказуем. Его политика ситуативна, он «ходит галсами» и способен резко менять курс, если чувствует возможность выгодного размена. Отношения с Россией в его понимании — не столько цель, сколько инструмент глобального влияния. Сегодня интересен диалог с Москвой — значит, будут переговоры. Завтра станет выгоднее надавить — жёсткий прессинг не заставит себя ждать.
Что касается Китая, то не стоит выдавать желаемое за действительное и слишком преувеличивать его готовность идти до конца ради Москвы. Китай действует в логике своих национальных интересов, и в настоящий момент цель Пекина — сдерживание США, а не жёсткая конфронтация с ними. Пекин может поддерживать Россию, но ровно до той черты, за которой начинаются риски для китайской экономики, экспорта и доступа к технологиям. Отношения между странами будут развиваться и укрепляться, но в их основе будет лежать прагматизм, а не альтруизм. Тем более что Китай видит в России не только геополитического партнёра, но и место для выгодных вложений средств, поставок товаров и стратегического влияния именно с точки зрения экономических отношений. В этом смысле слишком сильная Россия Китаю тоже не нужна — чем слабее партнёр, тем проще с ним торговаться.
Ставка России на время и стратегическое разложение западного единства, скорее всего, сыграет и довольно скоро. Но этот путь — не безопасная прогулка, а жестокая игра на выживание. Популярная в некоторых кругах идея о том, что Россия уже всё выиграла, — пагубная самонадеянность. В действительности всё только начинается, и спокойствие Москвы — это скорее уверенность в выбранной стратегии, чем плод уже одержанной победы.
Печать