Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о причинах фиаско немецких подводников у берегов Норвегии.Одним из самых широко распространенных стереотипов о Германии является «немецкое качество». «Обрати внимание – сделано в Германии» , этот слоган говорит сам за себя. И многие наши соотечественники задним числом транслируют эту установку и на события прошлого. Потому для многих из них немецкая военная техника периода Второй мировой является чуть ли не воплощением священной воли Бога-Машины в металле. Никто из этих людей не поверит, что флот или армия «третьего рейха» снабжались бракованным вооружением. И тем более они будут яростно отрицать возможность того, что это могло случиться в результате банального должностного преступления, халатности и очковтирательства. Однако это стопроцентная правда.
За пределами круга профессиональных историков мало кому известно, что для Германии норвежская кампания 1940 г. едва не обернулась болезненным поражением (Гитлер даже успел отдать приказ об эвакуации частей вермахта, который, на счастье фюрера, был фактически саботирован военным руководством). И точно также мало кто знает о тяжелых потерях немецкого флота в норвежских фьорда. За время операции Кригсмарине лишились 3 крейсеров, 10 эсминцев и 8 подводных лодок. И у рейха, точнее его подводников, была возможность отыграться. За время операции немецкие подводники успешно поразили британский линкор, 7 крейсеров, 7 эсминцев и 5 транспортов. Однако запущенные ими торпеды либо не взорвались, либо «самоубились», не доходя до цели. Некоторые снаряды и вовсе в процессе движения отклонились от установленной глубины. И это стало кульминацией длительного периода неудач в подводной войне, связанных исключительно с использованием Кригсмарине дефектных торпед. Некоторых капитанов подлодок пришлось списать на берег, поскольку они полностью утратили веру в себя. Отдельные офицеры открыто называли торпеды бесполезными «болванками», чуть ли не отказываясь их использовать.
Как выяснилось в ходе расследования, причиной фиаско стали конструктивные недостатки магнитного и ударного взрывателей. Которые были выявлены еще в период испытаний перед принятием торпед на вооружение, а потом неоднократно проявляли себя в ходе боевых действий. Позднее также выяснилось, что на немецкие торпеды массово ставили бракованные гидростаты с нарушенной герметичностью корпуса, из-за чего они меняли установленную глубину атаки. В результате немецкие подводники были вынуждены использовать вплоть до 1942 года (то есть до момента нормального магнитного взрывателя) торпеды, созданные на основании технологий Первой мировой войны.
Эта история наглядно подтверждает прописную истину: ни одна военная или гражданская структура не может пользоваться безусловным доверием, даже если ее руководство сплошь состоит из видных мужчин в красивой форме с большими погонами и россыпью орденов на груди. И точно также нельзя судить о качестве работы того или иного ведомства, оглядываясь исключительно на его прошлые заслуги, в особенности если речь идет о «временах очаковских и покорения Крыма».
Печать