Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев – о программе вологодского губернатора по борьбе с распространением алкоголизма.Анонсированную
Георгием Филимоновым программу по борьбе с алкоголизацией населения сложно оценить иначе, как весьма своевременную.
В минувшем году в России впервые за десять лет Минздравом был зафиксирован рост случаев постановки диагноза «алкогольная зависимость». По данным частных клиник, рост числа обращений пациентов с алкогольной зависимостью наблюдается уже пять лет. В 2023 году уровень потребление алкогольной продукции в нашей стране достиг максимума за последние девять лет — 8 л чистого алкоголя на человека в год. Показатель употребления чистого алкоголя в России, по данным ВОЗ, остается одним из самых высоких в мире. Он в два раза превышает аналогичные показатели для США, Великобритании или скандинавских стран. Последнее во многом обусловлено как высокой удельной долей потребления крепких напитков, так и привычкой выпивать их большими дозами одномоментно. Нужно подчеркнуть, что в 60% потребляемого россиянами алкоголя (в том числе незарегистрированного) в пересчете на чистый спирт — это крепкие напитки: водка, виски, коньяк и пр.
Уже который год МВД «радует» нас статистикой: каждое четвертое преступление в России совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Долю «алкогольных смертей» эксперты оценивают на уровне до 400 тыс. в год. К ним относят до 60% смертей от внешних причин (включая жертв убийств, суицида, ДТП, утоплений, пожаров и т.д.) и 20% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.
Нельзя забывать и о том, что алкоголь во всех странах мира традиционно используется как одно из средств борьбы с посттравматическим расстройством. В результате чего алкоголизм, в отсутствие должной реакции со стороны власти и общества, всегда начинает превращаться в «болезнь беженцев» или «болезнь ветеранов».
Вполне понятно, что в условиях СВО большая часть внимания и ресурсов федерального центра сосредоточены на решении задач внешнего контура политики. И потому ответственность за борьбу с алкоголизацией населения ложится в первую очередь на плечи губернаторов. Большинство глав регионов, однако, игнорируют значимость этой задачи. И в данном случае фигура вологодского губернатора служит приятным исключением из правила. И особо стоит отметить то, что Филимонов не доводит, в отличие от незабвенного Михаила Сергеевича, борьбу с алкоголизацией до абсурда, игнорируя призывы к чисто популистским мерам.
Печать