Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – об ужесточении законодательства, касающегося пребывания мигрантов в РФ. Многие ошибочно полагают, что российские власти заметили обострившуюся проблему нелегальной миграции лишь после теракта в «Крокус Сити Холле», совершенного гражданами Таджикистана в марте 2024 года, в результате которого погибло 145 человек.
С одной стороны, именно после этих трагических событий Госдума (весной-летом 2024 года) оперативно приняла 6 законов, направленных на ужесточение миграционной политики. Среди прочего, можно выделить следующие нововведения:
- в 2 раза сокращен максимальный срок временного пребывания иностранцев в России без визы (до 90 дней);
- введен режим высылки, радикально упростивший механизм депортации нелегальных мигрантов и нарушителей закона;
- МВД получило полномочия для внесудебного выдворения иностранцев из России;
- создан специальный реестр контролируемых лиц, в который вносятся все депортируемые иностранцы;
- введена ответственность для совершеннолетних мигрантов за нарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми, включая депортацию целых семей;
- ужесточены правила получения и использования сим-карт для мигрантов;
- пересмотрены программы переселения соотечественников с целью ограничения участия в них представителей некоренных народов России;
- ужесточены правила пересечения иностранцами государственной границы России;
постановка на воинский учет стала условием получения гражданства, отказ влечет его автоматическое аннулирование.
С другой стороны, если разобраться в фактах, тема нелегальной миграции всегда находилась в центре внимания властей, а государство на протяжении долгого времени предпринимало последовательные меры для адаптации миграционной политики сообразно актуальным вызовам.
Например, еще в 2021 году в Стратегии национальной безопасности России был предусмотрен пункт о «противодействии незаконной миграции, усилении контроля за миграционными потоками и социальной адаптации мигрантов». Более того, меры по регулированию труда мигрантов на уровне регионов начали внедряться задолго до событий в «Крокус Сити Холле». Например, в Ивановской и Тюменской областях мигрантам запретили работать в ряде секторов и отраслей экономики еще в 2015 и 2019 годах соответственно. В 2022 году к ним добавились Республика Карелия и Калужская область, а в 2023-2024 годах схожие меры ввели еще 55 регионов России, доведя их суммарное число до 59.
Несмотря на прикладываемые усилия, проблема нелегальной миграции все еще остается острой, и, по слухам, уже в следующем году может быть создано новое федеральное ведомство, в компетенции которого будет передана подавляющая часть вопросов контроля и администрирования пребывания мигрантов на территории России. Это предполагает, что контроль в этой сфере станет еще более централизованным и жестким.
Другой наглядный показатель активной работы государства в этой области — заметное увеличение числа уголовных дел, возбужденных по статье об организации незаконной миграции. Десятки примеров расследований о коррупции и фиктивной регистрации мигрантов по всей стране свидетельствуют о том, что государство взяло четкий курс на борьбу с нелегалами.
Возвращаясь к законодательным инициативам, стоит отметить, что на данный момент в Госдуме на рассмотрении находятся 34 законопроекта, касающихся миграционной политики. В дополнение к этому пакет из 5 законопроектов, направленных на ужесточение ответственности за незаконную миграцию и борьбу с фиктивными браками, уже рассматривается в приоритетном порядке и, скорее всего, будет принят до конца 2024 года. Немаловажным является и то, что авторами данного пакета выступили депутаты всех фракций во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным.
Очевидно, что на сегодняшний день наведение порядка в сфере миграции и внедрение эффективных инструментов управления миграционными потоками остается одной из важнейших и наиболее приоритетных задач государства.
Печать