Украинский политик, бывший спикер парламента Новороссии Олег Царев - об уникальной политической ситуации, которая может сложиться по итогам парламентских выборов в США.Получается, что своим обращением к Зеленскому по увольнению Маркаровой Джонсон подвел итог своей работы на посту спикера палаты представителей.
Палата представителей и Сенат США проголосовала в поддержку проекта временного бюджета с финансированием до 20 декабря во избежание шатдауна правительства, и теперь обе палаты Конгресса ушли на перерыв до ноября. А потом соберутся уже в обновленном составе.
За президентской гонкой США как-то забылось, что 5 ноября пройдут очередные выборы в Конгресс. Выборы и в Сенат, и в Палату представителей проходят в соответствии с двухлетним циклом — каждый четный год в единый День выборов («во вторник, следующий после первого понедельника ноября»). Таким образом, раз в 2 года происходит полное обновление состава Палаты представителей и 1/3 состава Сената.
435 конгрессменов избираются по мажоритарной системе по одному от каждого избирательного округа пропорционально численности населения. По прогнозам аналитиков 220-221 место получит Демпартия, а 214-215 — уйдет к республиканцам, то есть республиканцы могут потерять контроль над палатой представителей.
Но при этом у республиканцев есть шанс получить Сенат. Дело в том, что в этом году разыгрываются 33 места: сейчас 10 из них имеются в распоряжении республиканцев, 20 — демократов, и 3 — независимых кандидатов, которые обычно голосуют вместе с демократами. Получается, чтобы сохранить большинство, Демпартии необходимо получить все 23 места, в то время как республиканцам — отобрать у конкурентов 1–2 кресла (в случае победы Дональда Трампа в президентской гонке, право одного, часто решающего голоса в Сенате, получит его вице-президент). Еще один аргумент за республиканский Сенат – география выборов. Судьба Сената нового созыва с большой долей вероятности будет определяться в традиционно республиканских штатах — Монтане, Огайо и Западной Вирджинии, где победу Дональда Трампа (и республиканцев - кандидатов в сенаторы) почти никто не ставит под сомнение.
Согласно текущему анализу, вероятность того, что Сенат станет республиканским, составляет 59%. Но кто бы ни победил, речь будет идти о крайне хрупком большинстве в обеих палатах Конгресса. И кто бы из кандидатов в президенты ни победил, результатом грядущих выборов станет ситуация, когда двухпартийное сотрудничество станет крайне сложным, а зачастую и невозможным.
В случае победы Харрис и республиканского Сената, им могут блокироваться назначения высокопоставленных чиновников в исполнительной и судебной власти. Вкупе с прогнозируемым сейчас хрупким демократическим большинством в нижней палате, администрация демократов может оказаться в весьма затруднительном положении. Равно как и республиканская администрация с демократической палатой представителей.
Кстати говоря, может сложиться уникальная ситуация: в истории американской двухпартийной системы, начиная с выборов накануне Гражданской войны (1861–1865) еще ни разу не было ситуации, чтобы власть менялась в обеих палатах Конгресса одновременно.
Печать