Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – об успехах «правых» на выборах в Европейский парламент.Сегодня, когда информационные страсти по поводу успеха «правых» на выборах в Европейский парламент несколько улеглись, появляется прекрасная возможность переосмыслить произошедшее. И в контексте внутриевропейских электоральных метаморфоз, и с точки зрения перспектив диалога Россия – ЕС. Сразу скажу, излишнего оптимизма некоторых своих коллег по поводу победы каких-то там «пророссийских» сил я категорически не разделяю. Ну, действительно, кто там пророссийский? ХДС? Нет. «Альтернатива для Германии»? Вряд ли.
Поэтому мне гораздо ближе позиция тех экспертов, которые призывают не надеяться на то, что очередной правый электоральный поворот в Европе несет ощутимые геополитические выгоды для России. Не мечтать о том, что антироссийский вектор «объединенной Европы» будет, если не кардинально изменен, то хотя бы скорректирован в сторону здравого смысла и политико-экономического прагматизма.
В общем, о выборах в Европейский парламент сказано уже много всего. В том числе, и, несомненно, правильных, здравых вещей. Поэтому отмечу только три момента, которые мне кажутся действительно существенными.
Первое. «Российский фактор» в европейском электоральном процессе переоценивать, всё же, не следует. И социал-демократы в Германии, и «макронисты» во Франции с треском проиграли эти выборы, в первую очередь, в силу неспособности решить внутренние проблемы в собственных странах, а не потому, что они «против России» и «за Украину». Конечно, оголтелая русофобская политика в фарватере США-Великобритании, готовность жертвовать экономическими интересами своих граждан в угоду эфемерной «евроатлантической солидарности» - все эти моменты способствовали ускоренной политической девальвации таких фигур, как, например, Макрон и Шольц, «отвернули» от них часть факультативного электората. Но главная проблема этих политиков (и связанных с ними политических партий), как представляется, лежит в несколько иной плоскости. На мой взгляд, она проистекает из фундаментальной неспособности нынешних европейских «лидеров», традиционных (Шольц) и не очень (Макрон, Атталь), предложить своим согражданам адекватный образ будущего, в котором привычный западноевропейский социальный комфорт и высокое качество жизни соседствуют с сохранением основ национальной культурно-исторической идентичности.
Второе. Не следует переоценивать влияние этих выборов и на отношения между ЕС и Россией, и на межгосударственные отношения России с ведущими европейским странами – Францией и Германией. Агрессивная антироссийская линия, проводимая как Европейским союзом в целом, так и отдельными «еврочленами», останется неизменной. Даже если предположить (что сомнительно!) что «правые» выиграют выборы в Национальное собрание Франции и смогут сформировать правительство (что вдвойне сомнительно!), все рычаги внешней политики Франции останутся в руках «хромой утки» Макрона. И не приходится сомневаться, что французский президент с удвоенной энергией будет гнуть свою русофобскую линию, еще более активно ваять «образ врага» в лице России, продолжит поставлять оружие и наёмников на Украину. Ну а «правые» в лице Барделла и Ле Пен, если они, всё же, вдруг получат контроль над правительством, будут разбираться с какими-нибудь очередными «желтыми жилетами» и проводить воспитательную работу среди мигрантов.
Во многом похожая ситуация в Германии. Шольц вообще никаких там досрочных выборов не объявляет и спокойно «досиживает» свой четырехлетний срок. А когда осенью 2025 года социал-демократы уверенно проиграют очередные выборы в Германии, на смену Шольцу и его однопартийцам придут знакомые нам лица - «новые старые» политики из ХДС. Те самые, которые сегодня всецело одобряют и санкции против России, и поставки «леопардов» на Украину…
Плюс необходимо учитывать еще один фактор: для значительной части «условно протестного» франко-германского электората выборы в какой-то там, прости Господи, Европарламент, - это не «настоящие» выборы, на которых решаются серьезные вопросы о власти и будущем страны, а, в первую очередь, возможность слегка припугнуть весь истеблишмент.
Третье, самое важное. С грустью констатируем: все предшествующие электоральные успехи «правых» в отдельных европейских странах никаких геополитических выгод России не принесли. Давайте посмотрим на эту ситуацию более внимательно и честно: кто у власти в Европе сейчас? В Словакии – правые. В Швеции – правые. В Польше – внешней политикой которой год рулит правый Дуда. В Венгрии – у власти правый «друг Виктор». И что??? Вот в Финляндии, например – правый президент, любитель контрафактного питерского алкоголя Александр Стубб, и она уже в НАТО. В дружественной нам десятилетиями Италии – правая блюстительница «традиционных ценностей» Мелони… И эта самая, еще недавно вполне себе «пророссийская» по меркам Евросоюза Италия активно поставляет оружие Украине. Так что рассчитывать на европейских «правых» и на их приязненное отношение к России – увы, не приходится.
Резюмируя всё выше сказанное: выборы в Европейский парламент – это, конечно, хорошо и весело. Их результаты доставляют многим из нас моральное удовлетворение, ибо два флагмана европейской русофобии – Макрон и Шольц – их безоговорочно проиграли. Но, к сожалению, они ничего не меняют. И никакой там «правый поворот» в Европе не приведет к отказу от «гибридной войны», ведущейся сегодня против России.
Печать