В 27 странах Евросоюза прошли выборы в Европейский парламент. Согласно первым результатам, громко заявили о себе правые партии.
По мнению заместителя директора Центра ПРИСП, члена РАПК, автора канала «Телеграбля» Валерия Прохорова, результаты общеевропейских выборов лишь незначительно изменили общую расстановку сил Европарламенте, однако успех правых нельзя недооценивать.Центристские партии по-прежнему доминируют: Европейская народная партия под руководством Урсулы фон дер Ляйен получает 181 мандат, социалисты и демократы – 135, либеральная группа Renew – 83, и 53 места достаётся «зелёным».
Тем не менее, необходимо признать, что правые существенно усилили свои позиции: Европейские консерваторы и реформисты (включая «Братьев Италии» и «Право и справедливость») взяли 71 место, «Идентичность и демократия» (включая «Национальное объединение» и австрийскую Партию Свободы) – 58 мест. Внефракционные АдГ и ФИДЕС близки к тому, чтобы преодолеть порог в одну треть мест, и этого будет достаточно для того, чтобы блокировать не устраивающие их законодательные инициативы.
Правые партии едины по вопросам миграции и традиционных ценностей, но расходятся в отношении Украины. К примеру, польская «Право и справедливость» выступает за помощь Киеву, а австрийская Партия Свободы, немецкая АдГ и венгерские соратники Виктора Орбана – против. Мелони поддерживает Украину, но ведёт кампанию против вовлечения НАТО и ЕС в войну, призывая к мирным переговорам. Ле Пен в этих вопросах занимает «плавающую» позицию.
Правые не будут выступать единым фронтом против помощи Украине, но число её противников увеличится, что усилит дебаты в ЕС. Раскол между центристами и правыми в Европарламенте замедлит принятие решений, особенно по внешней политике, по аналогии с задержками в Конгрессе США. Центристы сохраняют большинство, но возможны трения по кадровым вопросам и другим аспектам.
Главное последствие выборов – разгром партии Макрона и объявление досрочных парламентских выборов во Франции. Макрон, став символом радикальной линии в отношении Украины, призывал к вводу войск НАТО и отказу от компромиссов с Россией. Его критиковала Ле Пен, чья партия набрала вдвое больше голосов. Это выглядит как вотум недоверия французскому президенту. Новый парламент наверняка будет блокировать его «инициативы» по оказанию помощи Киеву.
Если Макрон потеряет контроль над парламентом, возрастает вероятность наихудшего для него сценария: политический кризис и досрочная отставка. Возникают вопросы о мотивах его радикальной риторики, которая сейчас, после оглашения результатов выборов, кажется еще менее адекватной, чем представлялась в пылу предвыборных баталий. Будет ли этот сценарий реализован, мы узнаем в ближайшее время.
Печать