Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о заявлении Зеленского по поводу нового контрнаступления. На днях в интервью немецкому медиахолдингу Axel Springer
Зеленский заявил, что у Украины есть план нового контрнаступления, но для его реализации нужна военная помощь от США. При этом неделей ранее в интервью американскому телеканалу CBS News он отметил, что ВСУ не готовы к обороне в случае крупного российского наступления, и что Украина проиграет войну без выделения ей нового пакета помощи США.
С одной стороны, может сложиться впечатление, что эти заявления украинского президента противоречат друг другу. Сначала Верховный главнокомандующий ВСУ на весь мир говорит о том, что его страна находится на грани военного поражения, а спустя неделю ударяется в другую крайность: оказывается, Киев не только контролирует ситуацию, но и готов перейти в контрнаступление.
Но мы видим, что триггером обоих сценариев Зеленский называет выделение военной помощи из США. То есть он говорит: «мы проиграем, если Вашингтон не даст нам денег, но если даст, то мы даже в атаку пойдём!». Таким образом, Зеленский, судя по всему, просто сменил тактику выпрашивания западной помощи.
Говоря о возможном поражении, он, как и Байден, пытается возложить ответственность за невыделение помощи на трампистов в Конгрессе. Однако этот приём, очевидно, не сработал. Более того, сейчас республиканцы пытаются оценить масштаб бюджетных затрат на Украину и никак не могут «найти концы». Так, вчера конгрессмены запросили у администрации президента данные о расходовании выделенных Украине средств, так как «до сих пор в точности не знают, сколько в общей сложности США потратили на этот конфликт и как долго Вашингтон намерен оказывать Киеву поддержку». О полной неразберихе в этом вопросе говорит и высказывание сенатора Томми Табервилла, который заявил, что «траты США на Украину составляют около 80 тыс. долларов каждую секунду» (примерно 2,5 трлн. долларов в год). Очевидно, что эта цифра завышена, как минимум, на порядок.
Кроме того, с учётом тяжело складывающейся для Киева боевой обстановки, у американского истеблишмента всё чаще начинают возникать различные неудобные для Зеленского вопросы. Есть ли смысл выделять помощь Украине, если это никоим образом не поможет ей вернуть утраченные территории? Позволит ли такая помощь улучшить будущую переговорную позицию Украины или, напротив, лишь приведёт к новым потерям для Киева на земле? Зачем Украине деньги, если в ВСУ огромные кадровые проблемы, с которыми не справляется даже постоянная мобилизация? Стоит ли выделять средства Киеву, если против этого выступает лидер президентской гонки в США, а до выборов осталось чуть больше полугода? И так далее.
Возможно, в связи с этим Зеленский попробовал зайти с другого бока: будут деньги – будет очередное контрнаступление. Этот вариант мог бы заинтересовать Вашингтон, если бы он не был свидетелем фиаско прошлогоднего «контрнаступа». Таким образом, Зеленский всё ещё продолжает выпрашивать помощь у США, но уже, скорее, опираясь на свои актёрские таланты, чем на политические реалии.
Также он пытается поддерживать надежду в украинском обществе, моральный дух которого снижается сейчас, наверное, каждую неделю, на фоне вестей с фронта и ужесточения правил мобилизации. Украинцы разочарованы властями, обещавшими ещё в прошлом году «пить кофе на набережной Ялты», поэтому большинство интервью Зеленского направлены, в том числе, и на внутреннюю аудиторию, попытку поддержать её морально. Другое дело, что президента читают и в ВСУ, где точно знают, как обстоят дела на фронте, видят, что Киев не только не готов к «контрнаступу», но с трудом сдерживает текущее наступление России, теряя один за другим свои населённые пункты: вчера Первомайское, ранее Богдановку и т.д. В этом смысле такие заявления президента ничего, кроме раздражения, в ВСУ вызвать не могут.
Таким образом, интервью Зеленского – очередное попрошайничество, помноженное на манипуляцию общественным сознанием в американском и украинском обществе. Всё это по-прежнему говорит о незаинтересованности руководства Украины в завершении текущего конфликта.
Печать