Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о возможности «обнуления» губернаторских сроков.В 2021 году был принят закон об организации публичной власти в регионах, одаривший
губернаторов возможностью «обнуления сроков». Отменять или нет ограничение по числу сроков, на которые одно и то же лицо может избираться главой субъекта РФ, — каждый регион решает самостоятельно.
Немного теории. Ограничение времени, на которое лицо наделяется властными полномочиями, – прямое порождение философии конституционализма, которая сводится к самоограничению власти. Суть идеи ярко проиллюстрировал Андраш Шайо в своей книге «Самоограничение власти, краткий курс конституционализма». Подобно тому, как хитрый Одиссей, желавший услышать сладкоголосых сирен, не стал затыкать уши, но попросил привязать его к мачте, чтобы не пойти на поводу соблазнительного демонического пения, так и конституционализм ограничениями власти «привязывает к мачте», не давая стать рабом зова власти, её узурпации.
А теперь обратно в реальность. Конечно, верить в то, что регионы, руководствуясь описанными высокими мотивами, самостоятельно откажутся от возможности «обнуления» губернаторских сроков, было немного наивно («быть у ручья и не напиться?!»). Большинство кинулось править свои уставы и конституции, прощаясь с ограничениями. Однако нашлись и исключения, сохранившие формулировку «не более двух сроков подряд». Это Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Пермский край, Приморский край, Волгоградская область, Мурманская область, Новосибирская область и Севастополь. А ещё Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики, хоть там высшее должностное лицо республики и избирается региональными депутатами.
Безусловно, отказ от «обнуления» мог быть продиктован и вполне земными аппаратными мотивами (формальный повод сместить «засидевшегося» главу, внутриэлитный конфликт, «не дошли руки» и т.д.). Но как было бы приятно верить в то, что дело именно в ценностях конституционализма.
Печать