Политтехнолог, управляющий партнер коммуникационной группы «Первый советник», член РАПК, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов – о целевой аудитории и главных посылах интервью Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону.Во-первых, о целевой аудитории этого интервью. Думаю, тут не все так линейно и просто, как преподносят многие наблюдатели. Большинство сходится в том, что это
прорыв информационной блокады, голос России в информационном пространстве Запада, обоснование позиции РФ в конфликте на Украине для западной аудитории, на которую во всю мощь работает пропаганда, очерняющая Россию. Все это так.
Но я бы поговорил о специфике западного потребителя информации. У большинства европейцев и американцев сильно развито именно клиповое мышление, им сложно воспринимать большой объем информации, который они получили в ходе двухчасового интервью, особенно в части исторических предпосылок происходящих событий.
Представьте, например, среднестатистического жителя штата Колорадо, который историю-то своей страны не очень хорошо знает и разбирается в ней, а сосредоточен в основном на будничных заботах, на работе, на том, как прокормить свою семью. Наверно, он вряд ли сможет детально погрузиться в историю взаимодействия древнерусский князей, междоусобных войн и вообще всего того, что происходит на другом континенте за тысячи километров от него.
Что уж говорить, если в 2008 году в США случилась паника из-за того, что Россия якобы напала на Штат Джорджия, который в английском языке созвучен со словом Грузия. Поэтому повторюсь – разбираться в нюансах и воспринимать детальное разъяснение – безусловно, продуманное и точное – на Западе вряд ли кто-то будет.
Думаю, самое важное, что они должны были уловить из данного интервью (и судя по всему, уловили) – это короткие, четкие и
ясные месседжи президента Путина. А именно, что Россия – огромна страна со своей сложной историей и с историческими предпосылками, которые имеют отражение в сегодняшнем конфликте. Что Россия уже неоднократно была обманута Западом и кредит на применение доброй воли у нас закончился. Что Россия пойдет до конца: ни Крым, ни Донбасс она не отдаст. И самый важный, на мой взгляд, тезис о том, что Россия готова к переговорному процессу, хотя и страны Запада, и сама Украина не хотят в эти переговоры вступать.
Это, как минимум, разбивает существующий на Западе миф о том, что за Украиной в качестве жертвы могут последовать страны Восточной Европы. Нет.
Главный месседж Путина – Россия мирное государство, и она не начала, а заканчивает войну, которая началась в Донбассе еще в 2014 году. Это важнейший посыл нашего президента жителям Европы и Соединенных Штатов.
Вторая, на мой взгляд, не менее важная часть целевой аудитории этого интервью – россияне и граждане, которые проживают на постсоветском пространстве в целом. Те, кто знает и нашу общую историю, и русский язык, кто обладает общим культурным кодом. То есть – жители стран бывшего СССР. Та же Украина, жители Прибалтики, Молдова, Закавказские государства и страны Средней Азии.
Думаю, старшее поколение, проживающее в этих странах, да и в России, очень хорошо восприняло именно детальное разъяснение позиций президента по всем вопросам. В тои числе о том, из чего вырос конфликт на Украине. При всем уважении к Западу, в странах постсоветского пространства лучше были поставлены вопросы образования, в том числе исторического. И для наших бывших соотечественников история Древней Руси, становление Киева и Москвы, времена татаро-монгольского ига, взаимодействие нашего государства с соседями, партнерами и врагами, конечно, не пустые слова. И эту аудиторию тридцатиминутная лекция об истории государств вряд ли привела в замешательство.
Уверен, что большинство российской аудитории, как и граждане стран бывшего СССР, поняли, о чем идет речь. Кто -то вспомнил, а кто-то, возможно, открыл для себя новые факторы, которые повлияли на то, что сейчас происходит.
Даже несмотря на то, что многие постулаты мы уже не раз слышали из уст президента, в рамках такого подробного интервью – это сильный ход, в том числе ориентированный на внутреннюю аудиторию. Для наших сограждан это интервью стало интересным не только с точки зрения того, как все четко и эффектно разложил президент, но еще и с точки зрения, что есть непреложные исторически факты, против которых, сложно что-то возразить.
Возможно, в этом интервью найдут для себя ответ даже те люди, которые до сих пор, нет-нет да и задаются вопросом: «А что мы там делаем?».
Печать