В России начнут проводить психолого-педагогическую экспертизу игрушек: ГОСТ, который позволит это делать, подготовило Роскачество. Организация определила критерии для детских товаров, которые могут причинить вред здоровью и развитию детей. Среди них продукция, содержащая нецензурную брань, а также вызывающая страх и ужас. В Госдуме отметили: в законе уже предусмотрено, что производители должны проводить такую экспертизу, но пока в РФ нет стандарта о том, как именно это делать.
Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август – о критериях психолого-педагогической экспертизы.Все новое – это когда-то изобретенное старое. Подобная экспертиза была в СССР. Я как человек, занимающийся коммуникациями, и как психолог считаю, что экспертиза не помешает. Но всегда есть «если»….
Скажем так, физическое качества игрушек – наличие вредных материалов, неподдающихся мойке поверхностей, аллергенные составы и прочее – уже проверяется. Это физические и химические составляющие, безотносительные к мнению какого-либо человека. Они как сила тяжести – она действует на всех людей вне зависимости от того, во что они верят и какой идеологии придерживаются. Это просто физическое явление. И тут все ясно.
С психолого-педагогической экспертизой гораздо сложнее. Здесь действует не только критерий, какой сейчас в моменте видит игрушку эксперт, но и как эта игрушка используется. Например, довольно неприятные на вид монстры Хаги Ваги некоторое время назад были на пике детской моды. И каждому хотелось иметь и маленького, и большого, и много-много Хаги Ваги. Казалось бы, зубастые, что можно тестировать как агрессию, довольно яркие, в неестественной гамме цветов, они должны бы быть вредными. Но так вышло, что эти игрушки стали для детей друзьями-обнимашками и совершенно их не пугали. Но банальная психолого-педагогическая экспертиза вынесла бы решение о вредности такой игрушки. Хотя дети восприняли ее по-своему.
Это один из пример того, что, тестируя игрушки и игры, важно рассматривать контекст, в котором они применяются. Все мы понимаем, что даже детским резиновым мячом можно играть, а можно лупасить по голове нелюбимого соседа по парте.
Конечно, стоит закрыть дорогу на прилавок излишне сексуализированным игрушкам. Мы знаем, допустим, что та же прекрасная Барби – мечта всех девочек на долгие годы – для какого-то количества этих же девочек, к сожалению, стала причиной выраженной дисморфофобии. Некоторые поклонницы Барби, не довольные объемом собственной талии, длиной ног и вообще пропорциями тела, доводили себя до голодных обмороков. Но, опять же, разве только игрушка в этом виновата? Разве это не подкреплялось такими же сверхидеальными образами красоток в фильмах, которые дети так или иначе смотрят вместе с родителями?
Иными словами, говоря об экспертизе игрушек, хочется подчеркнуть важность системной оценки. Как игрушка может быть использована позитивно, как может повлиять негативно. При этом все критерии должны быть прописано четко, чтобы избежать банальных псевдооценок и влияния какой-то личной истории эксперта.
Может для кого-то будет открытием, но хороший психотерапевт – это тот, кто прошел много личных психотерапевтических часов как клиент. Хороший психолог – это тот, кто также проработал свои травмы, свои проблемы. И давайте признаемся, что мало в каком вузе мы получаем выпускников-психологов в формате готовых специалистов, лишь единицы проходят и личную психотерапию, и дополнительное обучение терапии и методикам. Но только при таком подходе их личная история вряд ли (и то не на 100%) повлияет на оценку игрушек. Ведь психолого-педагогическая экспертиза не просто чек-лист с физическими и химическими качествами, это крайне индивидуальная и чувствительная история, требующая высококлассных экспертов.
Так что, сама идея неплохая, но ее реализация проблематична. И еще раз повторю – важен системный подход. Очень часто родители, бабушки и дедушки обращаются в различные органы власти с просьбой – уберите эти игрушки из продажи, потому что они ужасные и наносят вред ребенку. Но, во-первых, это может быть связано с тем, что поколения очень разные. Дети этих родителей, тем более внуки этих бабушек и дедушек явно не готовы играть только в деревянные паровозики. У них уже чуть шире представление об этом мире и о тех игрушках, которые им нужны.
Думаю, эта история игрушек требует еще и большой просветительской и коммуникационной программы – что такое игрушка в жизни ребенка. Родителям важно понимать, что купить игрушку, отдать ее ребенку в руки и порадоваться, что он сказал спасибо – это замечательно, но слишком мало для того, чтобы шло гармоничное развитие личности. С ребенком необходимо играть, и тогда практически любая игрушка принесет пользу, поверьте мне, так как она станет опорой в коммуникации между родителями и ребенком. Если с тобой играет папа, то и деревянный паровозик прекрасен. И даже самая суперстройная Барби не принесет девочке вреда, если с ней играет мама и дает свою оценку действиям этой куклы в игровом процессе.
Игрушки – для того, чтобы в них играть, а не только для того, чтобы откупаться за не потраченное на детей время и сердечное тепло.
Печать