Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский в интервью Telegram-каналу Процедуры & Ритуалы – о ситуации в крупнейшей латиноамериканской стране и отношении ее жителей к России.— Результаты президентских выборов в Бразилии показали, что страна чуть ли не поровну делится на два разных мира, т.н. Бразилия-1 и Бразилия-2. Виден ли этот раскол в обыденной уличной жизни?— Раскол виден довольно серьёзный. Лулу поддерживает значительное число людей. Прежде всего, это беднейшие слои населения, коих здесь немало, практически треть населения. Им нравится его левая риторика, популизм. Нравится жить на социальные пособия, нравится то, что Лула сам выходец из бедных, его ассоциируют со своим, несмотря на коррупционный скандал с экс-президентом и сподвижником Лулы Дилмой Русефф.
Его оппонента на выборах, экс-президента Болсонару поддерживают в основном люди среднего и старшего возраста. Этот электорат нам должен быть довольно понятен: они за традиционные ценности, довольно жёсткая право-патриотическая риторика. Болсонару такой rough guy, в стиле Трампа, который обещал навести порядок, победить преступность и бедность, разобраться с бомжами, которых полно на улицах городов Бразилии, снизить пропаганду ЛГБТ, которая здесь также на каждом углу (естественно, в городах). Кстати, удалось побывать на митинге сторонников Болсорару в Сан-Паулу в поддержку муниципальных кандидатов — по уровню заряженности ораторов и поддержки толпы это какая-то другая планета. При этом, всё довольно организованно. На митинге были в основном белые, при том, что здесь у людей почти 50 оттенков кожи из-за кровосмешения.
— Какое отношение у «среднего бразильца» к русским, к конфликту России и Украины?— Интересный вопрос. Девять из десяти обычных бразильцев, делают круглые глаза, поднимают пальцы вверх и начинают изображать стрельбу «Русо? Трата-та-та-та-та». Конечно, основные ассоциации – Путин, Москва. Дальше им мало интересно — они не поддерживают и не осуждают, скорее, воспринимают нас нейтрально-позитивно, плохо понимая, кто мы такие. Это в целом весёлая, позитивная нация, но довольно поверхностная. Они строго против войны. А надо понимать, картинка в бразильских прозападных СМИ формируется соответствующая - «большая сильная Россия» против «маленькой Украины», которой вынужденно помогает Запад. Так что в большинстве своём они относятся сейчас по принципу «боимся, значит, уважаем». Хотя, по мере усталости, переключения повестки на события в Газе ситуация меняется. Мне кажется, мы, Россия, можем и должны с этим работать.
— Насколько Бразилия привлекательна в плане туристического отдыха?— Бразилия потрясающая по природной красоте страна. Поэтому туристический потенциал, безусловно, здесь есть. Но он совершенно недостаточно реализован. Массового туризма нет, иностранцев мало даже в туристическом Рио. Такой характерный признак: большинство бразильцев в целом не владеют английским языком от слова совсем. Даже каких-то самых простых базовых слов не знают. Мне кажется, наше туристическое присутствие сегодня сводится в основном к тому, что госкорпорации, которые могут себе позволить, привозят сюда сотрудников на мероприятия по обмену опытом. Понятно, преступность не позволяет развернуть туризм полноценно. Но это тоже большие возможности для сотрудничества.
— С каким количеством бразильских политконсультантов удалось познакомиться, и когда «Политген» откроет там офис?— Благодаря уважаемому Евгению Николаевичу Минченко, удалось пообщаться с известным бразильским политологом Пауло Моура, было ещё несколько встреч с представителями разных партий, журналистами. Через некоторое время, на «Политгене» будет опубликована статья, с моими развернутыми впечатлениями от поездки. В целом, внутри экспертного сообщества в Бразилии чувствуется запрос на выстраивание более тесных связей между нашими странами. Уверен, что опыт российских политконсультантов, в том числе международный, может здесь пригодится.
Печать