Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об убийстве учеников в гимназии № 5 в Брянске.Сегодня в Брянске произошла трагедия. Восьмиклассница, долгое время подвергавшаяся травле, пришла в школу с отцовским ружьем. Девочка убила одного человека, еще пятерых ранила, а потом покончила с собой.
Уже сейчас по новостным сайтам и экспертным площадкам разносятся волны реакции с призывами ужесточить условиях хранения огнестрельного оружия. В принципе, эти инициативы можно только приветствовать: давно уже сложилось так, что каждый чудак на букву «эм», купивший ружье «типа как на уток», при первой же возможности начинает осведомлять окружающих о наличии у него оружия и справки, грозиться убить соседей по самым пустяковым поводам и т.д. На днях один такой индивидуум в Рязанской области из-за семейной ссоры начал палить по полицейским машинам и застрелил одного правоохранителя. Однако в реальности ужесточение контроля над оружием вряд ли приведет к существенному увеличению безопасности детей в школах.
В январе 2018 г. в поселке Сосновый Бор под Улан-Уде 15-летний подросток при помощи ножа и топора ранил 6 человек. В апреле 2023 г. 14-летний ученик кунгурской школы получил два удара ножом в спину, три в плечо и еще два в шею и лицо. На днях в селе Кармаскалы в Башкортостане 13-летний школьник ударил сверстника ножом в живот. К чему это? Если человек захочет убить кого-то, то он всегда найдет подходящее для этого оружие.
И наличие охраны в школе не может стать панацеей. В 2014 г. в одной из школ Электростали имелись пропускная система, камеры видеонаблюдения, охранник на посту и все прочие элементы столь любимого нами «театра безопасности». Охранник не пропустил в школу подростка с битой – и тот зарезал его ножом.
Нужно бороться не с симптомами, а
причиной болезни. И нет, это не видеоигры, не аниме и не фильмы Квентина нашего Тарантино. Извините, но у нас в свое время дворы кишели «мушкетерами», однако никто из юных поклонников творчества Александра Дюма и Георгия Юнгвальд-Хилькевича потом не бегал за одноклассниками с колюще-режущими предметами. Нужно в корне сменить парадигму педагогики, используемую в начальной и средней школах. Сейчас мы фактически копируем подход к детям, распространенный в классическом средневековье. В глазах системы любой школьник до 14 лет – это «невинное дитя», не способное на осознанные поступки и потому не несущее ответственности за свои поступки. Психику ребенка де-факто примитивизируют. В результате чего серьезные конфликты внутри групп детей и подростков рассматривают как «шалости».
Что мы имеем в итоге (помимо скулшутингов)? В 2017 г. в Кандалакше 12-летний подросток столкнул с дамбы 8-летнего мальчика, а затем смотрел, как тот тонет в реке. В феврале 2017 г. следователи раскрыли убийство 12-летнего мальчика в Елецком районе Липецкой области. Как выяснилось, преступление спланировали и организовали двое пятиклассников: один намеренно ввязался в драку с жертвой, а затем второй напал на жертву ножом. После этого убийцы спрятали труп, закопав тело в снегу возле старого здания школы. В декабре 2021 г. ссора двух семиклассников на уроке биологии в Комсомольске-на-Амуре закончилась смертью одного из них. Одно оскорбление, один удар в висок, один труп. 11 февраля 2022 г. стало известно, что ученик 6-го класса одной из школ Гатчины (Ленинградская область) расстрелял одноклассника из пневматического пистолета.
В мае 2013 г. в Братске (Иркутская область) двое четвероклассников «наказали» своего 9-летнего знакомого, изнасиловав его и сняв это на видео.
В сентябре 2016 г. жители Свердловской области узнали, что четверо шестиклассников из поселка Бобровский в течение полугода насиловали 10-летнего мальчика.
Взрослым давно пора выбросит на помойку розовые очки и признать очевидный факт. Школьники – это не «детки», которые переживают «самую счастливую пору своей жизни». Постоянно растущая учебная нагрузка, давление со стороны родителей, конфликты с другими учениками и преподавателями – вот лишь малый перечень проблем, с которыми регулярно сталкиваются дети и подростки. Которые при этом даже не могут убежать, скрыться от своих обидчиков. Если над тобой издеваются одноклассники, то ты обязан сам каждый будний день являться к ним на расправу. И учитель, даже если он тебе сочувствует (что бывает далеко не всегда) – даже не имеет права остановить летящий в тебя удар. Потому что педагог ни имеет права даже прикасаться к ученику. У него в этом случае будут проблемы не только с родителями хулигана, но и, весьма вероятно, с прокуратурой.
Дорогие «обеспокоенные взрослые», если вы действительно хотите хотя бы минимизировать масштабы «стрельбы в школах» – сломайте
систему обучения и воспитания, которая создает идеальные условия для травли школьников одноклассниками и/или учителями. Вы выстроили систему, которая игнорирует интересы жертв и ориентирована на защиту их обидчиков. Вы закрываете глаза на то, как детей травят, избивают и насилуют их сверстники. Так почему удивляетесь, что пострадавшие либо идут по пути мести, либо сами обрывают свою жизнь? И отстаньте, наконец, от анимешников и прочих субкультурщиков. Если вы не в курсе, то дети «бегут» в субкультуры во многом именно потому, что им тяжело и страшно в созданном вами обществе. «Допустим, мы видели во сне или выдумали все это: деревья, траву, солнце, звезды и даже Аслана. Но тогда выдумка лучше и важнее реальности. Допустим, это мрачное место и есть единственный мир. Тогда он никуда не годится. Может, мы и дети, играющие в глупую игру, но четверо детей создали игрушечный мир, который лучше вашей реальной ямы. Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии». Надеюсь, хоть Клайва Льюиса вы читали?
Печать