В Молдове осмысляют итоги местных выборов, состоявшихся 5 ноября. Правящая страной партия «Действие и солидарность» (ПАС) не смогла победить ни в столице, ни в других крупных городах.
Политтехнолог, управляющий партнер коммуникационной группы «Первый советник», эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов – о результатах муниципальных выборов в Молдове.Предварительные результаты
выборов в Молдове оказались во многом неожиданными. И для партии власти, и для оппозиции. При этом ни одна из сторон не удовлетворена итогами выборов. Уже звучат призывы эти выборы признать незаконными, потому что было очень много нарушений.
Теперь о результатах. Правящая партия ПАС победила лишь в 6 городах из 36. Еще в 6 городах, где ни один из кандидатов не смог набрать 50%, будет второй тур. В этом списке и Бельцы, где во второй тур вышли два оппозиционера, а партия Майи Санду заняла только 4 место.
Большая «драка» шла за пост мэра Кишинёва. До последнего момента было не понятно, необходимо будет проводить втор тур или нет. Но действующий мэр Кишинёва Ион Чебан подтвердил свой мандат на следующие четыре года. Он тоже оппозиционный к действующей власти политик, был в рядах Коммунистической партии, затем у Социалистов, а потом организовал свою собственную политическую силу. Надо отметить, Ион Чабан победил, скажем так, на флажке, он набрал чуть больше 50% голосов. Подсчёт вёлся очень долго, на последних трёх участках не могли подсчитать результат более 12 часов после закрытия. Видимо, все эти 12 часов решалось устраивать второй тур, в котором кандидат от партии ПАС будет иметь второй шанс на то, чтобы стать мэром Кишинёва или нет. В итоге все обошлось одним утром.
Что касается выборов в городские местные советы. Если говорить в разрезе административно- территориального деления Молдовы, то партия ПАС выиграла в 19 из 35 районов, Социалисты – в 10, в остальных выиграли другие оппозиционные партии. Но что такое выиграли? Например, партия ПАС не сможет сформировать полностью ни один местный совет. Нигде нет победы, скажем так, за явным преимуществом. Фактически по всей стране на местном уровне всем придется друг с другом договариваться, входить в коалиции. Что, учитывая сложные отношения между оппозицией и действующей властью, будет сделать очень сложно.
Кроме того, очевидно, что страна расколота в политическом плане, а президентские выборы в 2024 году этот раскол, наверняка, сделают еще большим. Если посмотреть на географическую карту, то север и юг Молдовы, особенно
автономная Гагаузия, в основной своей массе проголосовали за оппозиционные силы. А центральные районы – всё, что вокруг Кишинёва – поддержали партию ПАС. Но при этом сам Кишинёв остался в руках оппозиции. Не только мэр- оппозиционер остался во главе Кишинёва, но и, например, в городском совете Кишинёва из 49 депутатских мандатов партия ПАС набрала всего лишь 20. Еще 20 у той самой партии мэра Кишинёва Иона Чебана. Остальные мандаты тоже у оппозиционеров.
Молдавское избирательное законодательство весьма специфично, например, позволяет в округах выбирать депутата, если имеется всего лишь один кандидат. Еще один неоднозначный момент – бюллетени для голосования по партийным спискам были оформлены не одним традиционным листом, а в виде небольшого буклета. Чтобы сделать отметку надо было этот буклет перелистать. И здесь действующая власть пошла на уловку, партия ПАС и незначительные оппозиционные партии оказались на первой странице, а более значимые оппозиционные силы шли дальше. При этом, в социальных сетях появлялись сообщения, что страницы буклета часто были склеены, и некоторые избиратели вообще думали, что список на первой странице – это все, что есть.
Но и этот трюк не спас действующую власть. Результаты для партии Майи Санду, конечно же, очень слабые. Даже несмотря на то, что с выборов сняли главных оппозиционеров. В первую очередь это
партии «Шор» и «Шанс», имеющее в той или иной мере отношение к олигарху Илану Шору, который является главным, наверное, критикам режима Майи Санду. Не прибавил успеха правящей партии и запрет на избираемость большинства активных политических деятелей, в том числе
Марины Таубер.
Даже в этих условиях оппозиция, на мой взгляд, показала, очень хороший результат, что, конечно же, станет фундаментом для дальнейшей работы в свете президентских выборов, которые состоятся осенью следующего года.
Печать