Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - о статье Главкома ВСУ Залужного в журнале The Economist.Вчера британский журнал The Economist опубликовал статью главкома ВСУ Залужного о том, что Украине нужно больше вооружений, чтобы одержать победу над РФ, таких как системы ПВО, РЭБ, дроны, системы разминирования. Он также признал, что «российская оборонная промышленность наращивает выпуск продукции, несмотря на беспрецедентные санкции».
Сегодня в этом же издании вышло интервью с Залужным, также содержащее ряд интересных высказываний. Один из главных посылов главкома ВСУ – «обе стороны достигли развития технологий, которые ставят нас в тупик». Конечно, он кривит душой, потому что, в отличие от ВСУ, российская армия ведёт вполне успешные наступательные действия, как минимум, в районах Авдеевки и Купянска. Но это заявление говорит о том, что украинское военное командование, по всей видимости, на данный момент признаёт бесперспективность дальнейших атакующих действий, а следовательно – признаёт и провал своего «легендарного» контрнаступления.
Основная причина медийной активности Залужного за рубежом – такая же, что и у президента Украины, – выпрашивать оружие у западных союзников: лучшего качества и в большем количестве. Конечно, это оружие необходимо не для победы над Россией (все это понимают), а хотя бы для установления того самого паритета, в наличии которого Залужный пытается убедить западного читателя.
Помимо этого, его интервью, на мой взгляд, пытается решить ряд других задач политического и отчасти личного характера. Залужный смягчает последствия фрустрации в украинском обществе, которое осознало провал «контрнаступа» и несбыточность надежд на прорыв в Крым. Люди были действительно воодушевлены обещаниями властей, поверили в них, о чем говорят очень высокие рейтинги органов власти Украины ещё в мае этого года. Теперь они столкнулись с суровой реальностью, в обществе произошёл психологический надлом, он сопровождается усталостью и социальной депрессией. Залужный косвенно подводит украинцев к мысли о том, что война будет долгой, и никаких прорывных успехов от ВСУ ждать не стоит.
Также в своём интервью главком пытается «подстелить соломку», оправдывая провал контрнаступления, за что он отвечает в числе первых. Здесь мы видим и явно завышенные безвозвратные потери ВС РФ (якобы 150 тыс. чел. по данным Залужного, 300 тыс. – по данным Генштаба ВСУ; как говорится, кто больше?), и кивание на «учебники НАТО», согласно которым ВСУ должны были продвигаться со скоростью 30 км/день. В итоге Украина за 5 месяцев ничего толком не добилась, а Россия менее чем за месяц устроила авдеевскую петлю и продолжает её затягивать, вынуждая ВСУ перебрасывать туда значительные силы с Запорожского направления.
Залужный нигде не говорит об этом прямо, но вывод очевиден: он считает задачу «возвращения к границам 1991 года» невыполнимой. Эта позиция резко контрастирует с постоянными заявлениями Зеленского, считающего такое возвращение главным условием для начала переговоров с Москвой. Эти противоречия особенно интересны на фоне усиливающихся разговоров о скрытом противостоянии между Зеленским и Залужным и о повышении интереса к главкому ВСУ со стороны западных кураторов Украины как к кандидатуре будущего президента страны.
Ранее в резонансной статье Times появилась информация, что по итогам контрнаступления президент Украины планирует уволить одного высокопоставленного военного. Интересно, на кого повесят всех собак. В принципе, Зеленский может убить двух зайцев сразу: снять с себя ответственность за провал «контрнаступа» и сделать «крайним» потенциального политического соперника.
Печать