Политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский – о ситуации в Нагорном Карабахе.Дело в том, что одна из сторон армяно-азербайджанского конфликта от урегулирования (а это большая работа, в том числе по снижению реваншистских настроений в обществе) устранилась. Речь о руководстве Армении и конкретно Николе Пашиняне, который устранился от данной работы, когда предпочел переложить ответственность на Москву. Начал требовать каких-то совершенно неконкретных шагов от президента России, который, надо сказать, не без труда снял напряжение в зоне нагорно-карабхского конфликта, направив туда корпус российских миротворцев.
Почему именно сейчас стала возможной азербайджанская антитеррористическая операция в Нагорном Карабахе, запустившая процессы, которые мы сейчас наблюдаем?
На мой взгляд, Никол Пашинян за счет такой своей позиции невмешательства в конфликт (довольно странной для его участника) решает свои внутриполитические проблемы, взаимоотношения с оппозиционными силами внутри Армении. Известно, что внутри страны Пашиняну противостоит элитная группа, связанная с лидерами армян Нагорного Карабаха. В первую очередь я имею в виду Роберта Кочаряна. Косвенным подтверждением этой версии является арест Кочаряна-младшего. В том числе видеозапись, на которой десяток полицейских тащат не очень сопротивляющегося молодого парня. Иными словами, узкополитические задачи Никола Пашиняна в этой ситуации проявляются и таким образом.
Поэтому, видимо, когда Азербайджан официально заявил о наличии на территории Нагорного Карабаха армянской армии, Пашинян практически устранился. Конечно, это была не армия Армении, даже не какие-то формирования с ней связанные, но, замечу, оружие туда, не особо скрываясь, поставлялось именно с армянской стороны. Дальше произошла антитеррористическая операция. В итоге сопротивление этих, как говорится в старой дипломатической шутке, для кого-то террористов, для кого-то борцов за свободу было подавлено превосходящими силами.
Российские миротворцы делали и делают то, что и должны делать миротворцы. Всячески уменьшают жертвы среди мирного населения, скрывая жителей в зоне своего непосредственного контроля, на своей базе. Причем вплоть до того, что одна из групп миротворцев героически погибла в процессе спасения армян Нагорного Карабаха. Азербайджан здесь продемонстрировал готовность оперативно наказать виновных. Хотя, наверно, можно предположить, что эта трагическая гибель явилась следствием того, что и Азербайджан в недостаточно мере способствовал умиротворению своего населения. И где-то в рядах вооруженных сил Азербайджана все-таки есть бойцы, которые на таком военизированном настроении это совершили.
Мы видим (особенно на фоне обсуждения темы Нагорного Карабаха в ООН), не хочется говорить к сожалению, но только Россия может способствовать мирному урегулированию ситуации. Мы видим, что именно под эгидой российских миротворцев начались переговоры между представителями армян Нагорного Карабаха и властей Азербайджана.
Можно сказать, это достаточно ключевой момент. К слову, Алиев прямо позиционировал, что азербайджанская сторона с помощью российских миротворцев нашла в Нагорном Карабахе тех людей, с кем можно разговаривать. Кому можно объяснить, что Нагорный Карабах не захватывается, азербайджанская армия по нему не пройдет с огнем и мечем, геноцидом и подобными вещами. Что в Азербайджане живут люди армянской национальности и могут жить, разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию. При этом не испытывать особых проблем.
И, конечно, на сегодняшний день надежным
гарантом этого является и Россия. А гарантия мира – самое серьезное действие, которое может сделать государство, не являющееся родиной армян.
Печать