Ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Виктор Титов – о перспективах «Вагнера» и «вагнеровцев» после событий 23-24 июня.Итак,
«мятеж» завершен. «Мятежники», вроде как, частично осознали свою вину и «помилованы» государством.
И тут на первый план выходит вполне себе нетривиальный вопрос: что дальше с этим самым «Вагнером» делать? Вопрос, надо признать, весьма злободневный: хотя бы по той причине, что «Вагнер» - это ведь не только Пригожин с его «амбициями» (о чем прямо сказал Путин), но и тысячи вполне себе вооруженных и обученных военному ремеслу людей, в том числе, и с криминальным прошлым. И да, «Вагнер» - это брэнд, наконец. Брэнд, созданный на деньги налогоплательщиков нашим государством и «раскрученный» им…
Я понимаю, что 24 июня, когда Лукашенко давал гарантии Пригожину, дальнейшая судьба «Вагнера» (как брэнда и структуры) и, тем более, «вагнеровцев» (как отдельных вооруженных людей) мало кого волновала. Задача в тот момент была предельно проста: остановить «мятеж», а все остальное – «потом», когда осядет политическая, да и физическая пыль от вагнеровской колонны, марширующей на Москву.
Теперь же вопрос о дальнейшей судьбе ЧВК «Вагнер» кажется куда более актуальным. И тут видится три базовых сценария.
Сценарий № 1 – «депригожизация» или «Вагнер» без Пригожина» - видится наименее вероятным. Но ради приличия коснемся и его. Суть его в следующем: государство посредством своего агитпропа четко персонализирует ответственность. И, соответственно, объявляет, что виной всему – только лишь «непомерные амбиции» Евгения Викторовича и нескольких «полевых командиров», «потерявших берега» и впутавших в эту некрасивую историю всех остальных бойцов ЧВК: честных патриотов, поддавшихся эмоциям и не искушённых в околокремлевских политических хитросплетениях. Понятно, что такой сценарий мало кого устроит, и государство (если верить Путину) от него вроде бы сразу же отказалось. Ну, или почти отказалось. Не исключаю, что у ряда людей из нашего руководства есть определенное желание получить «вторичную выгоду», ненадолго пролонгируя эксплуатацию бренда. Поэтому ради красного словца и исключительно в пропагандистских целях через месяц-другой в рядах вооруженных сил России может появиться что-нибудь наподобие батальона «Вагнер»… Или, в крайнем случае, бригады «Вагнер»… Но это будет уже совсем не то….
Сценарий № 2 – «перевод стрелок» - во всех смыслах этого словосочетания. Прежде всего, конечно же, в том, который понятен завербованным в тюрьмах бойцам «Вагнера». Суть здесь проста: Лукашенко дал гарантии, Лукашенко пусть вами и занимается. Он теперь ваш начальник и отец родной, а в Россию не ногой! Этот сценарий, безусловно, более вероятен, чем первый. И даже чем-то хорош в теории. Приемлем он, как мне кажется, и для российского руководства, желающего таким образом и от угрозы избавиться, и отчасти сохранить отлаженный военный механизм ЧВК, потенциальный инструмент прокси-войны для «спецопераций» где-нибудь в Африке (авось, когда-нибудь пригодится).
Только вот у полноценной реализации этого сценария есть одно и самое главное препятствие - Батька. Он уже (устами своей пресс-службы) сказал, что двадцать лет знаком лично с Пригожиным, а не с каждым из участников «похода на Москву»…. И пресловутые «гарантии» - это персонально о Пригожине и для Пригожина. Ну, понятно, его семьи. Возможно, для его ближайшего окружения – того самого «совета командиров», который, по словам Пригожина, и принял решение организовать «марш справедливости».
То, есть, как ни крути, речь идёт о десятках человек, а не о тысячах. Таким образом, легко догадаться, что ни 25, ни даже 8 тысяч хорошо обученных, вооруженных и «безбашенных», склонных к авантюрам, людей Батьке в Беларуси не нужны….
И наконец, сценарий № 3 – «расфасовка», он же, «утилизация». Тот самый, который уже начал частично реализовываться. Фабула его так же весьма и весьма прозрачна: государству «Вагнер» больше не нужен - и точка! Не нужен в принципе и ни в каком виде. И соответственно, ни «прощать» рядовых бойцов, ни, тем более, полномасштабно, целыми подразделениями, интегрировать их в российскую армию никто не собирается.
Здесь вырисовывается следующий примитивный двухступенчатый алгоритм… На первом этапе - «расфасовке» - «Вагнер» для начала расчленяют. Руководство ЧВК осядет в Беларуси и займется условным «ресторанным бизнесом». Рядовым бойцам предложат «контракт» или «увольнительную».
Ну а потом закономерно наступит этап тихой утилизации… То есть, рядовые бойцы «Вагнера» – как-то относительно незаметно растворятся на бескрайних просторах России. Разумеется, кого-то (чтобы символически зафиксировать акт «прощения» со стороны государства) торжественно и с оркестром примут в ряды вооруженных сил РФ. Ибо квалифицированные военные кадры России сейчас нужны. И тем более нужны кадры, имеющие опыт участия в «мясных штурмах» и готовых «искупить вину кровью».
Ну а в остальном: кто - куда… Кто-то будет адаптироваться к «мирной» жизни… Кто-то не адаптируется, станет фигурантом криминальных хроник и снова отправится в места не столь отдаленные. Какое-то подавляющее меньшинство, не «завязавшее» с военным бизнесом, возможно, уедет «фестивалить» в очередную ЦАР или Анголу, чтобы уже никогда не вернуться… Кто-но ни в Анголу, ни в Беларусь не поедет, а удачно (ре) интегрируется в криминальный мир России, чтобы через энное количество лет погибнуть в криминальных разборках…
Кто-то из наиболее неугомонных из гипотетической «белорусской диаспоры «Вагнера», образно выражаясь, «отравится белорусским самогоном» в собственном ресторане где-нибудь в Минске или в Витебске….
Такая вот жизненная перспектива, господа…
Печать