Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – об атаке беспилотников на Москву.
Спустя несколько часов после попытки атаки Москвы различными видами БПЛА и широкой медийной подсветки этого инцидента видно, что ее организаторы не достигли запланированных результатов. Хотя еще накануне глава ГУР Украины Кирилл Буданов заявлял, что Москва «скоро об этом пожалеет», имея ввиду ракетные удары по Киеву.
Какие цели преследовала Украина? Разжигание паники в Москве и имитация «акта возмездия» за успешные операции ВС РФ. Ни одной из этих целей достигнуто не было. Системы ПВО успешно отразили атаку, а городские службы оперативно ликвидировали ее последствия. Паники в Москве, несмотря на попытки ее раздуть в медиа, нет.
Атака на Москву также была призвана:
- отвлечь внимание от постоянного переноса «весеннего» контрнаступления Украины, провала в Артемовске/Бахмуте;
- создать для внутреннего потребителя видимость возмездия.
У Киева не получилось сделать то, о чем накануне говорил мэр Киева Виталий Кличко, – «закошмарить Москву», – поэтому украинские власти в лице советника главы офиса президента Михаила Подоляка отвергли свою причастность к атаке, поскольку осознали провал.
В свете произошедшего хотелось бы рассмотреть несколько обстоятельств. В Минобороны отметили, что 3 из 8 БПЛА были подавлены средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), потеряли управление и отклонились от намеченные целей, а следовательно, жилые дома не являлись целями атаками.
Судя по следам от удара по одну из жилых домов (поврежденный фасад и выбитые окна), дроны несли маломощные заряды, которые не способны нанести значимый урон, а значит, сама атака носила скорее символический характер и была рассчитана на внутреннего потребителя.
Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков отметил, что таким образом Украина ответила на «эффективные удары по одному из центров принятия решений», которые были нанесены в минувшее воскресенье.
Другой аспект утренней атаки, на которой хотелось бы обратить внимание, – реакция представителей российской оппозиции. Если релоканты из числа иноагентов не стеснялись в выражениях, а их главным нарративом являлось то, что «В Москву пришла война», то те, кто находится в России, были более сдержаны, в основном заявляя о необходимости «мирных переговоров с Украиной» и о том, что москвичам следует ожидать повторения подобных атак. Причем последние хоть и заявляли о своем беспокойстве за безопасность москвичей, но с трудом скрывали свое воодушевление в связи с атакой.
Безусловно, активизировались и украинские ЦиПСО. В ряде домовых чатов «жители соседних домов» утверждали, что взрыв был такой мощности, что в их квартирах бились стекла.
Задачей и иноагентов, и ципсошных ботов являлись провоцирование паники в обществе и его устрашение, а также попытка повлиять на отношение общества к спецоперации на украинских территориях.
Единственно верная реакция на сегодняшнюю атаку – это сохранение спокойствия и хладнокровия. Ни в коем случае нельзя поддаваться панике, ведь именно на это рассчитывает противник.
Против России сегодня ведется война как непосредственно на поле боя, так и в интернет-пространстве. Важно соблюдать информационную гигиену и не идти на поводу у тех, кто пытается манипулировать общественным мнением.
Печать