В последнее время в западных СМИ появились статьи на тему венгерско-китайского сотрудничества. По мнению авторов публикаций, Будапешт продвигает китайские интересы в Европе.
Однако сотрудничество Будапешта с Пекином следует рассматривать через призму разновекторности венгерской дипломатии. Будапешт активизировал сотрудничество с Пекином, прежде всего, в своих интересах, отмечает политолог, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер. Для Китая Евросоюз остается одним из главных торговых направлений. А Венгрия - экономическим партнером и транзитером на рынки Центральной Европы. Пекин и Будапешт сотрудничают по многомиллиардным проектам. Это и самый крупный в Европе завод по выпуску электрических аккумуляторов, и железная дорога Будапешт - Белград и т. д.
Работе венгров с китайцами способствует Виктор Орбан, премьер с 2010 года. На выборах в 2022 году его партия «Фидес — Венгерский гражданский союз», с союзниками из Христианско-демократической партии (ХДНП), сохранили за собой две трети голосов в парламенте. Оппозиция, выступавшая против китайского влияния, вопреки прогнозам сумела набрать лишь 35% голосов по партийным спискам и
победить в меньшей части одномандатных округов.
При Орбане Венгрия проводит политику «открытости на Восток». Будапешт первым в Европе подписал с Пекином меморандум по проекту «Один пояс, один путь». Китай стал крупнейшим инвестором для Венгрии за пределами Европы.
По опросам, среди граждан стран ЕС венгры наиболее позитивно настроены к Китаю. Венгерские медиа уделяют много внимания событиям, связанным с Поднебесной.
Понимать «восточную» политику Будапешта следует через призму разновекторности венгерской дипломатии. Причины следует искать во второй декаде двухтысячных. Во время кризиса 2008 года Венгрия, экономически зависимая от Европы, стала одной из самых пострадавших стран ЕС. Еще один фактор - охлаждение отношений с Брюсселем из-за споров по таким вопросам, как работа НПО в Венгрии и распределение мигрантов в 2015 году. В качестве рычага для политического давления на Будапешт Еврокомиссия применила механизм распределения субсидий.
Чтобы избежать подобных рисков и не стать жертвами очередного кризиса, венгерское правительство с 2010 года придерживается прагматичной дипломатии, диверсифицируя внешнюю торговлю. США, ЕС, Россия, Китай и соседние страны определены в качестве пяти приоритетных направлений. Будапешт обеспечивает разнообразие внешних связей в собственных интересах, чтобы получать инвестиции и расширять экспортные возможности страны.
В этой связи развиваются отношения с геополитическими соперниками - как с США и Китаем, так и, например, с Южной Кореей и Японией.
Венгры экспортируют продукты питания в Южную Корею. Сеул инвестирует в венгерскую деревообрабатывающую промышленность. В 2019 году Южная Корея стала крупнейшим инвестором Венгрии. Японцы также сотрудничают с венграми. Это касается таких сфер как производство синтетического каучука и торговое судоходство.
В центре внимания Будапешта находится и Индия. Товарооборот между Венгрией и Индией в 2019 году составил 600 миллионов евро.
С 2018 года Венгрия имеет статус наблюдателя в Организации тюркских государств (ОТГ). В сентябре 2019 года в Венгрии было открыто европейское представительство Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), а в Будапеште состоялся бизнес-форум тюркоязычных стран.
С тех пор как в 2010 году Орбан объявил, что будет бороться за «экономическую свободу», разнообразие внешних связей, чтобы не полагаться исключительно на Брюссель, Будапешт перестал поддерживать Евросоюз по целому ряду вопросов.
Венгры блокировали антикитайские инициативы Брюсселя, такие как осуждение политики Пекина по отношению к Гонконгу (для реализации подобных инициатив требуется согласие всех стран-членов ЕС). Как член НАТО Венгрия поддержала Турцию, заняв особую позицию по вопросу вступления Швеции в альянс. Будучи в Евросоюзе, Будапешт также не поддерживает санкции в отношении Москвы.
Комментируя свой визит в Китай, министр иностранных дел Сийярто сказал, что не хочет, чтобы отношения между Европой и Китаем испортились. «Мы рассматриваем Китай не как риск, а как страну, сотрудничество с которой означает для нас огромные возможности», - отметил он. Таким образом политика Венгрии направлена на то, чтобы найти баланс между Востоком и Западом, а не стать жертвой выбора стороны.
Печать