Западные санкции разрушили несущие элементы экономики, сложившейся в России за последние тридцать лет, новую модель можно построить, начав с трех приоритетов — новые логистические коридоры, перезапуск целых отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны, считает глава ВТБ Андрей Костин. По его мнению, деньги на эти цели изыскать реально. для этого можно провести новый этап приватизации, существенно нарастить объемы госдолга, распределять госбюджет исходя из вышеозначенных приоритетов экономики.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о предложениях главы ВТБ.С логикой Костина можно согласиться лишь в части приватизации. Наращивание госдолга – не столь очевидный инструмент для решения экономических проблем. Особенно учитывая то, что наращивание госдолга пойдет вопреки прежней финансовой политике: начиная с 2014 года внешний долг только сокращался.
В России давно созрела необходимость нового разгосударствления экономики. Приватизация госпредприятий при Борисе Ельцине стала одной из самых массовых в мировой истории, она вошла во все учебники наряду с приватизацией в Великобритании в восьмидесятых при Маргарет Тэтчер.
После Ельцина доля государства в экономике только росла. Сейчас же вполне можно пойти не по токсичному ельцинскому пути (залоговые аукционы, ваучеры), а выбрать модель Тэтчер. Тогда, напомню, были приватизированы аналоги «Роскосмоса» (British Aerospace), «Ростелекома» (British Telecom), «Газпрома» (British Gas), «РЖД» (British Railways), все крупнейшие коммунальные предприятия.
Российский выбор в пользу такой формы приватизации очевиден. Причем, разумеется, со строгими ограничениями: например, «Роскосмос», безусловно, не должен уйти в руки инвесторов из недружественных стран.
Печать