17 февраля в Мурманской области под председательством губернатора Андрея Чибиса прошло первое заседании рабочей группы Госсовета по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны России.
Свое мнение относительно заявленных рабочей группой планов озвучил депутат Госдумы, зампредседателя Комитета по экономической политике Государственной Думы Станислав Наумов, отметив значение проектов по развитию Арктики для будущего России.
Ранее функционал и перспективы нового органа оценили директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев, политтехнолог, председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кравец, политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников и глава Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин. Для меня первая точка входа в эту тему – это программа «Урал промышленный, Урал полярный», которая близка к интересам моего родного региона – Челябинской области. Я бы пожелал всем экспертам, которые вовлечены в обсуждение этой темы, не допускать избыточного перекоса в сторону обособления арктического проекта от других географических регионов с точки зрения экономики. Понятно, что есть специфика ранее сложившихся представлений о том, что такое экономика Арктики. Если представить себе арктический пояс России в виде горизонтальной плоскости, то становится очевидно, что его регионам необходима основа в виде вертикальных экономических проектов, выстроенных по принципу «север-юг», которые задавали бы многообразие, множественный характер возможностей. Например, развитие Мурманского железнодорожного узла требует связки с нашим морским транспортом. По-другому это и не мыслится и не может быть.
Мне оптимальным представляется подход, который ставит на первый план наши новые геополитические обстоятельства. Это наша Арктика, это наше пространство. Арктика интересна тем, что здесь невозможны привычные для наших противников попытки играть против России чужими руками. Напомню, что именно в Арктике мы являемся прямыми соседями с Соединенными Штатами и с Канадой. Понятно, что, если мыслить глобально, именно такие регионы, как Арктика, являются зонами международного сотрудничества.
Это внешняя рамка для региона. Она предполагает развитие самых разных проектов, связанных с климатическими изменениями, всего, что имеет отношение к современному флоту и аэрокосмической отрасли. Не надо гадать, зачем нам нужен космос, зачем нам нужен флот. Они необходимы для технологического обеспечения нашего арктического суверенитета. Хорошо, что рабочая группа Госсовета может обсуждать в том числе такие проблемы. Госсовет - это хорошая площадка для донесения до глав других регионов месседжа о том, зачем им нужны отдельные проекты, связанные с экономикой Арктики.
Экстремальные климатические условия Арктики – великолепный полигон для отработки самых крутых технологических решений. Я знаю, например, что МГТУ имени Баумана вместе с Южноуральским госуниверситетом работают над проектом так называемого «арктического автобуса». Это общественный транспорт, который работает при крайне низких температурах. Результаты этого проекта будут востребованы во всех регионах, в которых в зимнее время происходят сильные перепады температуры, что мешает, например, стабильной работе тех же школьных автобусов.
Еще одна ось нашего стратегического развития – это космос, это наша лунная программа. Я уверен, что русские будут первыми в XXI веке на Луне. Нас к этому подталкивает совокупность самого разного рода обстоятельств в мировой политике. Не надо замыкаться и опускать руки. Напротив, нужно поднять голову и работать, доказывая нашу востребованность, нашу планетарную миссию своими проектами на лунной орбите. Это уже происходит. В своих форсайтах это видят, в том числе, и крупные глобальные ТНК. И потому здесь нельзя останавливаться.
На заседаниях комитета Госдумы по экономической политике мы встречаемся с представителями Роскосмоса. На минувшей неделе прошло заседание, на котором мы рассматривали соответствующую госпрограмму, и в ней я обратил внимание именно на лунные приоритеты. Почему я об этом говорю? Потому что в этой программе есть и сопряжение с развитием Арктики. Именно в экстремальных условиях этого региона возможна отработка технологий, необходимых для освоения Луны. Прежде чем приступить к основной фазе лунной программы, мы должны опробовать связанные с нею технологические решения, в том числе – в рамках создания арктических поселений.
Одно с другим сопрягают специально. Я уверен, что Россия XXI – XXII вв. – это арктическая страна, это государство, активно осваивающее Луну. Если мы сейчас что-то делаем для развития Арктики, то это напрямую связано с началом нашей новой истории, а может быть, и для будущего союзников России. У нас есть серьезные партнеры, которые готовы на взаимовыгодных условиях участвовать в освоении экономического потенциала Арктики.
Печать