Премьер-министр Армении Никол Пашинян во вторник заявил о том, что учения ОДКБ на территории республики в 2023 году проводиться не будут. Но официального уведомления об этом секретариат ОДКБ пока не получил.
В интересах мира в регионе, конечно, необходимо оценивать демарш Никола Пашиняна против ОДКБ сдержанно - как эмоциональный, но дипломатический ход, считает политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.Его отказ партнерам по «Нерушимому братству» в проведении совместных военных учений ОДКБ на территории Армении – способ привлечь внимание, но далеко не разрыв отношений. Диалог с руководителем правительства Армении необходимо продолжать, что официальная Москва и делает, не отвлекаясь на панические заявления о «взрыве изнутри» Организации договора о коллективной безопасности, нередко проплаченные заинтересованными в дестабилизации сторонами. Так что, здесь, можно сказать, всё стабильно.
Другое дело - последствия для Армении, которые может вызвать отказ от проведения учений. Не секрет, что различные совместные военные маневры используются в международной дипломатии как демонстрация силы, намерений и союзников. Достаточно вспомнить недавние морские маневры России и Китая в акватории Восточно-китайского моря «Морское взаимодействие – 2022» или отработка боевой слаженности армиями Азербайджана и Турции на учениях «Зима-2023». Посыл каждого из этих мероприятий понятен осведомленному наблюдателю без дополнительной расшифровки, как и адресат.
Последствия от отказа от «Нерушимого братства – 2023» также понятны: решение Пашиняна может и будет считано оппонентами как отказ от сильной союзнической поддержки «в случае чего». Той самой поддержки, кстати, на нехватку которой Никол Пашинян публично и сетует.
Печать