Генеральный директор студии «Инсталлтехно», географ, режиссер Иван Сидельников - о дне памяти преподобного Серафима Саровского.Сегодня день памяти преподобного Серафима Саровского — одного из самых почитаемых русских святых. Говорят, что он отвечает всем, кто к нему обращается с искренней молитвой или с вопросом. Конечно, отвечает он не в виде слов, а в виде меняющихся обстоятельств жизни, которые приносят утешение, исцеление или изменение нашего отношения к ситуации.
За одной из таких историй отправимся в Москву, в далёкий 1970-й. Тогда свой диплом защищала выпускница ВГИКа Валентина Гуркаленко — будущий художественный руководитель студий «Леннаучфильм» и «Инсталлтехно». Эту защиту до сих пор вспоминают старожилы советского кинематографа. И вот почему.
В тот день Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) сначала посмотрела два фильма о Ленине. Следом — фильм о Ленинграде, снятый выпускником из Колумбии. А потом была показана «Древнерусская живопись» — кинокартина, сделанная дипломанткой Гуркаленко по заказу Студии зарубежного обмена Центрального телевидения. Фильм этот создавался для проката за пределами СССР, а для внутренней аудитории показ не планировался — в 1970-е Союз считался «страной победившего атеизма». Неожиданное сочетание разных идеологических платформ привело к скандалу: домонгольские иконы Древней Руси, Нерукотворный Спас, Троица, образы Богородицы и разных святых резко контрастировали с агрессивной революционной хроникой фильмов о Владимире Ильиче. Председатель ГЭКа, Марк Семёнович Донской, задал дипломантке резкий вопрос:
- Верите ли Вы, что этот человек — как его там, и мать его — существовали?
Зал, что называется, охнул.
- Да, я верю, что Они существовали.
Донской продолжил:
- Я коммунист! Но и я читал, что Они существовали. Продолжайте!
В процессе защиты председатель ещё несколько раз перебивал дипломантку и, наконец, отпустил. Комиссия удалилась на совещание. А когда вернулась с решением, Донской сказал:
- Мы вынуждены поставить Вам «отлично». Но Ваш патриотизм нам не нужен.
Такие вот признание и резолюция. Впоследствии «Древнерусскую живопись» удавалось показывать только в закрытых аудиториях — в основном, в домах учёных и музеях, где имелось кинооборудование. И первый просмотр этого фильма всегда вызывал у людей шок. Наступала тишина. Потом задавались вопросы и поступала просьба показать картину еще раз. «Спасибо вам. Впервые за сорок лет я чувствую себя русским» (ученый-химик, после просмотра в Черноголовке), «Ваш фильм — первая ласточка православия» (отец Александр Ильин, настоятель Никольского собора в Новгороде, после просмотра в Эрмитаже).
С этой дипломной работы начался творческий путь Валентины Ивановны Гуркаленко. И каким же неожиданным он оказался. В нашем канале мы расскажем об опыте открытия России и её героев, который приобрела Валентина Ивановна более чем за полвека работы режиссёром. Сама она сравнивает свою профессию с работой реставратора — человека, очищающего подлинник от последующих наслоений.
А теперь предлагаем
посмотреть «Древнерусскую живопись» — киноленту, известную также под вторым, рабочим названием «Россия в её иконе».
Печать