Фото с сайта:
blog.sitngo.me
11 июня в Черногории состоялись досрочные парламентские выборы в Скупщину (Парламент). По предварительным данным, наибольшее количество голосов получила партия «Европа сейчас» президента страны Якова Милатовича. Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Александр Пивоваренко в материале для портала НОМ отмечает, что несмотря на отсутствие интриги на выборах, ландшафт политических сил всё же обновится: в парламент прошли новые лица, хотя и с очень похожими проевропейскими позициями.
«Эксперты отметили низкую явку на выборах в сравнении с парламентскими выборами 2020 г. и президентскими выборами в апреле. По предварительным данным, в выборах приняли участие чуть более 50% избирателей. Стоит иметь в виду, что выборы проходили летом в разгар курортного сезона, и население было занято на рабочих местах. Обычно выборы в Черногории проходят в октябре или весной, когда сезонной работы у людей нет, и они уделяют больше внимания участию в политических процессах.
Но есть и еще один фактор: нынешние выборы происходили в условиях политического вакуума, вызванного ослаблением ранее правящей Демократической партии социалистов Мило Джукановича, которая потеряла треть мест в парламенте. При этом еще не возникло явной альтернативы, вместо нее существует несколько равноценных политических блоков со схожей политической программой, что затрудняет выбор. Также нужно напомнить, что основная интрига была связана с состоявшимися несколько месяцев назад президентскими выборами и заключалась она в том, сумеет ли Мило Джуканович, находившийся у власти более 30 лет, сохранить свой пост. Этого, как мы помним, не произошло. То есть эмоциональный накал прошел, как следствие упал и энтузиазм избирателей снизился.
Политический ландшафт нового парламента будет отличаться от прежнего очень сильно. Уже сейчас мы можем говорить об обновлении политической системы. Речь идет в том числе и о Демократической партии социалистов, где вместо Джукановича лидером партии стал политик 1987 года рождения. Все крупные политические силы, попавшие в парламент, демонстрируют проевропейские позиции, что для одних партий является искренним убеждением, а для других - элементом политической стратегии и отсутствия состоятельной альтернативной политической программы.
Вполне вероятно, все это затруднит создание нового стабильного правительства, поскольку во главе каждой из коалиций находятся молодые политики, относящиеся к одному поколению и имеющие схожий уровень амбиций. Можно говорить о том, что обновление политической системы, начавшееся в 2020 году, только набирает обороты.
Также следует обратить внимание на высокий результат Бошнякской партии, партии боснийских мусульман, увеличившей представительство в парламенте с 3 до 6 мест и выступающей под лозунгом о Черногории как многонациональном государстве. Учитывая отсутствие явного победителя, ее появление в правящей коалиции становится достаточно вероятным.
Что касается перспектив взаимодействия Черногории с Европой, США, Россией, Украиной, то совершенно очевидно: Черногория будет активнее взаимодействовать с Европой и США. С Европой диалог будет касаться проблемы выплаты так называемого «китайского кредита», которая возникла в 2021 году. Главной задачей формируемого коалиционного правительства будет решение этой долговой проблемы, а также получение европейской поддержки. Отношения с США будут разворачиваться вокруг интеграционного проекта «Открытые Балканы», а также процессов в рамках НАТО. Развитие отношений с Украиной обусловлено тем, что Черногория оказывает военную и гуманитарную помощь Украине, а также размещает на своей территории украинских беженцев. Если говорить об отношениях Черногории и России, то они находятся в кризисе на протяжении шести последних лет по причине вступления Черногории в НАТО и масштабной высылки из страны дипломатов, произошедшей в 2022 г.
Говоря о прогнозах роста русофобии в Черногории, то с этим вопросом все благополучно, однако всегда есть бытовые сюжеты, связанные с непониманием национальной психологии или образа жизни. Нужно обратить внимание на тот факт, что в настоящее время в Черногории находится, по самым скромным оценкам, более 150 тысяч выходцев из России и Украины, притом что население самой Черногории составляет около 600 тысяч человек.
Это серьезно меняет структуру населения, и можно предположить, что однажды в черногорском политическом сообществе возникнет обеспокоенность в связи с этим вопросом, поскольку речь идет об исторически замкнутом сообществе. Уже сейчас этот сюжет поднимается в СМИ, можно предположить, что в ближайшие годы он будет рассмотрен парламентом или на уровне правительства».
В списках избирателей, по данным Государственной избирательной комиссии Черногории, были зарегистрированы 542 468 человек. Борьбу за 81 мандат ведут 15 партий и коалиций. Для попадания в парламент партиям было необходимо преодолеть 3% порог. Наблюдение за выборами проводил Центр мониторинга и исследований Черногории, общественные организации и СМИ, аккредитованные Государственной избирательной комиссией. По предварительным данным, явка избирателей составила 56,4% к моменту закрытия избирательных участков в 20:00 по местному времени, серьезных нарушений на выборах не зафиксировано.
Печать