Фото с сайта:
whitehouse.gov
Политтехнологи Джо Байдена придумали для его президентской кампании 2024 года незамысловатый слоган: «Закончить начатое». Правда, основная проблема действующего президента США состоит как раз в том, что большая часть избирателей не хочет, чтобы он продолжал свою карьеру в принципе.
Согласно опросу CNN, только 32% американцев поддерживают выдвижение кандидатуры Байдена на второй срок. Социология Associated Press и NORC дает еще меньше — 26%.
Похоже, не суждено сбыться и надеждам на то, что антирейтинг Дональда Трампа перевесит антирейтинг Байдена и, лавируя между двух зол, американцы выберут наистарейшее. Согласно опросу, проведенному Economist и YouGov о перспективах этой политической пары, 38% готовы проголосовать за действующего главу государства, а 40% — за экс-президента. При этом стоит помнить, что выборы 2016 года Трамп выиграл, набрав меньшее количество голосов избирателей, но получив большее количество голосов выборщиков, поскольку демократы проживают в густонаселенных штатах и их голос «весит» меньше.
Секрет низкой популярности главы Белого дома прост: он не выполнил большинство своих предвыборных обещаний (а те, которые выполнил, лучше бы вовсе не выполнял), экономика страны находится не в лучшем состоянии, а на внешнеполитической арене Вашингтон давно не демонстрирует успехов.
Благодаря Илону Маску всеобщим достоянием стали факты, свидетельствующие о вмешательстве в президентские выборы 2020 года на стороне Байдена американских спецслужб и социальных сетей, скрывавших информацию о коррумпированности кандидата от Демократической партии.
Кроме того, у Байдена учащаются проявления развивающейся деменции, а, соответственно, у американских избирателей — приступы испанского стыда.
Перманентная борьба с врагами
По прошествии трех лет демократы так и не удосужилась найти в своих рядах более популярного политика, чем нынешний глава Белого дома. Все их усилия, как и во время президентских выборов 2016 и 2020 года, были сосредоточены на попытках дискредитации политических оппонентов.
Сторонники демократов в правоохранительных органах изучили тонны деловой документации Дональда Трампа, но так и не смогли уличить его в финансовых нарушениях за полвека коммерческой деятельности.
Выдвижение уголовных обвинений против экс-президента по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс под тем предлогом, что Трамп таким образом скрывал «другое преступление», имели обратный эффект: рейтинг экс-президента вырос, а в предвыборный фонд хлынул поток пожертвований.
В качестве иллюстрации одержимости части демократов идеей уничтожения Трампа как нельзя лучше походит история 79-летней Джин Кэрролл, которая на днях в очередной раз выступила с обвинениями в адрес экс-президента в изнасиловании, которое якобы произошло в конце прошлого века. Рассказ «жертвы» о случившемся оказался дословным пересказом одной из серий телесериала «Закон и порядок», вышедшей на канале NBC в 2012 году, причем Кэролл даже не удосужилась изменить название магазина из фильма, где ее якобы настиг грозный ловелас.
В рамках логики уничтожения политических оппонентов была устроена расправа над самым популярным телеведущим прореспубликанского канала Fox News Такером Карлсоном. Его увольнение совпало по времени с заключением мирового соглашения между Fox News и компанией Dominion, производителем машин Dominion Voting Systems для подсчета голосов на выборах.
Ранее Карлсон в эфире Fox News утверждал, что машины для подсчета голосов сфальсифицировали итоги президентских выборов 2020 года в пользу Байдена, но не смог привести доказательств. В итоге телеканал в рамках мирового соглашения вынужден был выплатить компании Dominion 788 млн долларов и, как предполагают наблюдатели, взял на себя неформальное обязательство уволить Карлсона.
Однако этот телеведущий стал настолько весомой фигурой в общественной жизни США, что его увольнение привело к обвалу стоимости акций Fox News и падению аудитории телеканала. Вероятнее всего, Карлсону, как и Трампу, политически мотивированная расправа пойдет лишь на пользу: он стал еще популярнее и без труда найдет работу на другом правом телеканале или организует собственное телешоу в YouTube и социальных сетях.
Возможно, демократам просто сложно подобрать позитивную стратегию для своего лидера, поскольку хвастаться президенту особо нечем.
Даже если экономика США каким-то чудом избежит кризиса, большинство американцев все равно будут недовольны, что не оставит Джо Байдену никаких шансов на переизбрание.
Обманутые ожидания
Джо Байден очень быстро разочаровал большинство избирателей: уже через полгода его пребывания на посту главы государства от 60 до 70% американцев считали, что страна движется в неправильном направлении.
Секрет такого стремительного «успеха» заключается в том, что он нарушил свое самое главное предвыборное обещание: стать президентом для всех сограждан, то есть объединить расколотое общество. Что подразумевало поиск компромиссов между четырьмя основными электоральными группами — республиканцами, колеблющимися избирателями, демократами и «прогрессистами».
Однако проводимая Байденом политика стала компромиссом лишь между «классическим» ядром Демократической партии и ее «прогрессивным крылом». В итоге обманутыми почувствовали себя не только республиканцы и независимые избиратели, но и консервативная часть демократов.
Идеи «прогрессистов», которых можно охарактеризовать как неомарксистов, озабоченных глобальным потеплением и гендерными проблемами, разделяют не более 5‒7% американцев и около 20% демократов. Однако «прогрессисты» настолько влиятельны, что смогли навязать свою повестку не только Демократической партии, но и всей стране.
К числу «прогрессистов» относятся большинство преподавателей американских университетов и руководителей продемократических СМИ, большинство хозяев социальных сетей и крупных компаний.
Попытки отдельных университетских преподавателей ставить под сомнение догмы «прогрессистов» заканчивались изгнанием еретиков из храмов науки. А план Илона Маска превратить Twitter из органа пропаганды «прогрессивного крыла» Демократической партии в нормальную площадку для обмена информацией и мнениями привела к настоящей истерике среди деловой и культурной элиты США.
Внезапно американцы осознали, что причиной глубокого раскола общества был вовсе не Трамп. А «лекарства», предложенные демократами, оказались хуже самой болезни.
Обещание Байдена покончить с «системным расизмом» выродилось в карьерные ограничения для белых американцев. Защита прав сексуальных меньшинств, которые уже полвека проводят в США парады «победы» в крупнейших городах страны, вылилась в переписывание школьных учебников и утверждение догмата о существовании десятка гендеров, а также навязывание детям через систему государственного образования идеи о нормальности гомосексуализма и смены пола.
Обещание Байдена к 2030 году снизить вдвое выбросы парниковых газов и полностью отказаться от ископаемых источников энергии к 2050 году привели к сокращению инвестиций в нефтедобычу и росту цен на бензин, а обещанная в качестве альтернативы «зеленая» энергетика так и не расцвела. В итоге Байдену пришлось распечатать нефтяной резерв страны (созданный на случай войны или прекращения импорта нефти) и выдать новые разрешения на добычу нефти на шельфе.
Обещанная борьба с «произволом полиции», выраженная в сокращении финансирования системы правопорядка и отмены наказаний за мелкие кражи, «неожиданно» привела к бурному росту преступности.
Обещание Байдена «восстановить наш моральный авторитет в мире и нашу историческую роль в качестве безопасного убежища для беженцев» привело к увеличению числа желающих нелегально проникнуть в США. А попытки мэров-демократов расселить всех бездомных нелегалов по гостиницам и кормить их за счет городских бюджетов обернулись дефицитом средств даже у таких сверхбогатых городов, как Нью-Йорк.
В итоге мэр Нью-Йорка (бюджет которого составляет 107 млрд долларов) Эрик Адамс просит четыре миллиарда долларов у федерального центра, поскольку городская казана не справляется с наплывом желающих жить за чужой счет в одном из самых дорогих городов мира.
Проблема стала настолько острой, что Байден вынужден был отправить полторы тысячи военнослужащих на границу с Мексикой для сдерживания потоков нелегалов.
Внешние перемены
Обещание Байдена оставить в Афганистане военные базы для продолжения «борьбы с терроризмом» вылились в позорное бегство американских войск из этой страны, в ходе которого погибло 13 американских военнослужащих и множество местных жителей.
Что касается украинского конфликта, то первоначально американские избиратели благосклонно отнеслись к намерению Байдена поддерживать Киев «столько, сколько потребуется», но сейчас начали менять свое мнение.
Как показало социологическое исследование, проведенное Университетом Мэриленда и Ipsos, если в октябре 2022 года 57% опрошенных были уверены, что Россия терпит военное поражение на Украине, то сегодня их число сократилось до 44%. Если в октябре прошлого года в победу Украины верили 58% американцев, то сейчас их всего 35%.
Доля американцев, готовых ради помощи Киеву терпеть высокий уровень цен на энергоносители, упала с 60 до 51%, высокую инфляцию — с 57 до 46%. А доля тех, кто ради Украины поддерживает жертвы американских солдат, снизилась с 38 до 27% опрошенных.
Изменения общественных настроений внесли сумятицу в стройные ряды демократов. Роберт Кеннеди-младший (племянник убитого президента США Джона Кеннеди и сын убитого кандидата в президенты США Роберта Кеннеди), который решил участвовать в президентских выборах 2024 года, первоначально поддерживал военную помощь Украине, сопровождая это рассказом об участии своего племянника в боевых действиях на стороне Киева. Однако в начале мая Кеннеди словно подменили: он заявил, что «украинское правительство убило 14 тысяч русских в Донбассе». «Если бы Мексика сделала это с американцами, мы бы вторглись через секунду», — резюмировал Кеннеди.
Кроме того, он заявил, что президент Украины Владимир Зеленский наверняка предотвратил бы военный конфликт, заявив об отказе от вступления в НАТО. Можно предположить, что по мере нарастания экономических проблем в США идея тратить деньги на поддержку Украины будет становиться все менее привлекательной.
Тем временем самой главной внешнеполитической проблемой США становится Китай, который явно принял вызов, брошенный ему Байденом, и начал формирование своей коалиции. Мнение КНР стали учитывать не только страны Африки и Южной Америки, но и такие давние союзники США, как Франция и Саудовская Аравия.
Иными словами, привычный мир, в котором Вашингтон имел решающее слово, рушится прямо на глазах.
Экономика на грани рецессии и дефолта
Но, как известно, американский избиратель чувствительнее всего относится к собственному материальному благополучию и в случае роста доходов способен простить действующему президенту провалы во внешней и даже во внутренней политике.
Правда, американская экономика, и без того балансирующая на грани рецессии, рискует получить ряд ударов, способных вызвать острейший экономический кризис.
Сейчас на первом плане угроза дефолта. По мнению министра финансов США Джанет Йеллен, если законодатели не разрешат увеличить потолок госдолга, уже достигшего 31,4 трлн долларов, правительство не сможет выполнить свои обязательства уже 1 июня этого года.
Кроме того, экономисты Белого дома подсчитали, что при «краткосрочном» дефолте ВВП США сократится на 0,6%, а если дефолт продлится в течение квартала, то ВВП упадет на 6,1%, а фондовый рынок потеряет 45% своей капитализации.
Поднятие потолка госдолга чаще всего было чисто технической процедурой, проводимой с 1960 года уже 78 раз. Лишь иногда Конгресс вступал в конфликт с исполнительной властью требуя взамен определенных уступок, но правительство и парламент всегда находили компромисс.
26 апреля этого года палата представителей Конгресса приняла законопроект о повышении потолка госдолга на 1,5 трлн долларов, но потребовала от правительства сократить расходы на медицинское страхование для бедных и урезать налоговые льготы для «зеленой» энергетики на общую сумму 4,5 трлн долларов.
В Белом доме расценили это предложение как издевательство. Байден заявил, что вообще не собирается вести переговоры с республиканским большинством палаты представителей, и в ультимативной форме потребовал увеличить потолок госдолга. Это прозвучало довольно-таки оскорбительно для Конгресса, который распоряжается финансами государства, в то время как правительство и президент лишь реализуют управленческие функции.
Конечно, обе стороны понимают, что дефолта нельзя допустить ни в коем случае, и играют в игру «у кого первого сдадут нервы». Но на этот раз в ситуацию вмешивается острое политическое противостояние между демократами и республиканцами, уже давно вышедшее за рамки приличий.
Профессионалы страхового рынка оценивают сложившуюся ситуацию как очень серьезную. Стоимость страхования от дефолта правительства США — кредитно-дефолтные свопы (CDS), составлявшие в начале года 15 базисных пунктов, —выросли до 152 базисных пунктов, в три раза превзойдя показатели кризисного 2008 года. Для сравнения: стоимость CDS вечно финансово неблагополучной Греции составляет 46 базисных пунктов.
Но даже без дефолта экономика США рискует сорваться в кризис. ФРС США, надеясь победить инфляцию, в десятый раз повысила диапазон базовой ставки, доведя ее до 5‒5,25% годовых, что стало самым высоким уровнем за последние 16 лет.
Попытки мэров - демократов расселить всех бездомных нелегалов по гостиницам и кормить их за счет городских бюджетов обернулись дефицитом средств даже у таких сверхбогатых городов, как Нью-Йорк
Напомним, что повышение ставки 1 февраля до 4,5–4,75% годовых уже привело к банкротству двух крупных банков — Signature Bank и Silicon Valley Bank, — а остальные выжившие банки провели массовые сокращения персонала. Тогда властям с трудом удалось остановить панику на банковском рынке.
При этом инфляция в марте все равно была в два с половиной раза выше целевого показателя, достигнув 5% в годовом выражении. Рост ВВП США в первом квартале 2023 года составил 1,1% в годовом выражении, в то время как в предыдущем квартале экономика росла на 2,6%.
За день до последнего повышения базовой ставки инвесторы, уверенные в неизбежности рецессии, начали панически распродавать акции региональных банков США, акции которых потеряли от 20 до 90% стоимости. А входящий в топ 20 банков США First Republic объявил о банкротстве.
На этот раз правительству будет гораздо сложнее убедить вкладчиков, что ситуация на банковском рынке находится под контролем. Паника, подобно цунами, способна снести даже финансово устойчивые учреждения.
Согласно опросу Harvard-Harris, 63% американцев считают, что экономика страны в плохом состоянии, а противоположного мнения придерживаются только 30% опрошенных. И эти настроения никак не связаны с банковским кризисом и последними событиями на фондовом рынке, аналогичные результаты опросов компания получает уже более года, с января 2022-го. Даже если экономика США каким-то чудом избежит кризиса, большинство американцев все равно будут недовольны, что не оставит Джо Байдену никах шансов на переизбрание.
Печать