Фото с сайта:
Телеграм-канал Евгения Огородникова
Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о ситуации в нефтегазовой отрасли российской экономики.Сколько бы лет Россия ни слазила с нефтяной иглы, нефтегазовый сектор — это основа нашей экономики. Так было, так есть и так будет.
- Первое — нефтегаз — создаёт 15–20 % ВВП и при этом занимает лишь 1,5 % рабочей силы. То есть 600 тысяч россиян своим трудом создают пятую часть пирога, который потом ровным слоем распределяется через пенсии, пособия и зарплаты по всей экономике страны.
- Второе — нефтегаз — основа российских инвестиций. Заметно больше половины всех прямых инвестиций в российской экономике приходится на компании, представленные в списке (список не полный, не представлены данные Ямал-СПГ). Поэтому их самочувствие определяет темпы развития остальной экономики. На эти инвестиции строятся заводы, дороги, трубопроводы и города.
- Третье — нефтегаз — это источник валютной выручки на которую потом покупаются станки, оборудование, автомобили и бананы.
- Четвертое — нефтегаз — это концентрированный капитал: годовая выручка «Газпрома» — 10,7 трлн рублей, столько же выручает 150 компаний «хвоста» рейтинга #ТОП400.
- Но российская экономика усложняется, постепенно растёт число переделов. Например, неплохо себя чувствуют производители удобрений — активно экспортирующие первый–второй передел природного газа, аммиачные удобрения. Постепенно развивается нефте-газохимия, экспорт трубного газа заменяется экспортом СПГ.
- Бенефициары дешевой энергии — производители чёрных и цветных металлов, стройматериалов и другой энергоёмкой продукции. Даже для АПК основные затраты — дизель для техники и газ — для отопления и сушки. Поэтому значение нефти и газа в России не надо преуменьшать. Это база российской экономики. И хорошо, что другие экономические субъекты постепенно начинает этой базой пользоваться и получать выгоду.
- Нефтяники и газовики в 2024 году чувствовали себя средне. С одной стороны, все крупные компании отработали с прибылью, с другой — темпы роста выручки на уровне инфляции (спасибо сделка ОПЕК+). Если рост был чуть быстрее, то, вероятно, он был восстановительным, как у «Газпрома».
- Сектор в эпицентре санкционного кризиса, принимая на себя удары повсеместных рестрикций. Однако это закономерно: Россия много лет целенаправленно выстраивала стратегию продажи нефти и газа за американские доллары при этом на очень ограниченное число рынков. И вся эта многолетняя стратегия буквально за один день «превратилась в тыкву».
То, что российский нефтегаз смог адаптироваться буквально за пару лет к новым рынкам, логистике, расчётам — это чудо. Разгребать завалы нужно будет еще несколько лет, однако в итоге этот стресс пойдет российскому нефтегазу и его смежникам на пользу.
Печать