Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о совместной заинтересованности США и Китая в продолжении российско-украинского конфликта.Итак, на прошлой неделе Трамп наконец-то
встретился с Си. Встреча в Пусане прошла в режиме блиц и не предполагала долгих и трудных переговоров о «судьбах мира». Собственно, эта встреча преследовала единственную цель: показать, что США и Китай готовы к диалогу и поиску компромисса в будущем. Главный месседж, который послали всему миру лидеры США и КНР, состоит в том, что никто из двух сверхдержав современности не заинтересован ни в тотальном разрушении существующей политико-экономической архитектуры «глобального мира», ни, тем более, в новой мировой войне. На самом деле подобное «миролюбие» руководителей США и КНР – не более, чем дань уважения дипломатическому протоколу. Оно ни к чему не обязывает и может оказаться обманчивым. Достаточно вспомнить переписку Николая Второго и Вильгельма Второго за считанные недели до начала Первой мировой войны. Тогда, в далеком 1914 году, «кузен Ники» и «кузен Вилли» осыпали друг друга комплиментами и заверениями в собственных благих намерениях, а «цивилизованный мир» тем временем катился к глобальной военно-политической катастрофе.
Тем не менее, Трамп и Си продемонстрировали умение слышать друг друга, готовность к компромиссу и минимальным взаимным уступкам. Трамп снизил тарифы, а Си согласился возобновить экспорт редкоземельных металлов в США. По остальным, более важным и сложным вопросам, стороны, очевидно, согласия не достигли. И, как мне представляется, не могли достигнуть, по причине того что американо-китайские противоречия носят, всё-таки, очень глубокий и фундаментальный характер. Базовые параметры новой «биполярной» геоэкономической конфигурации мира – естественно и закономерно, по-прежнему не определены. И не могли быть определены. А это значит, что впереди (и скорее всего, уже в самом ближайшем будущем) нас ждет новый виток американо-китайских торговых войн. Еще более тупиковым и даже «безнадежным» выглядит вопрос обеспечения глобальной стратегической стабильности. Очевидно ведь, что Китай не пойдет ни на какие уступки в плане ограничения собственных ядерных сил. Не прекратит свою геоэкономическую экспансию и «ползучую» военно-политическую инфильтрацию в центральную Азию и Африку. В свою очередь, США вряд ли готовы отказаться от политики военного присутствия и создания антикитайских военных альянсов в юго-восточной Азии и тихоокеанском регионе.
Однако есть один второстепенный (не для нас, а для США и Китая, разумеется!) вопрос, по которому Си и Трамп достаточно быстро, если и не пришли к полному взаимопониманию, то нашли явные точки соприкосновения. Этот вопрос – продолжение военного конфликта на Украине. Наиболее четко и недвусмысленно суть «украинского консенсуса» между США и Китаем высказал Дональд Трамп: «мы согласны, что стороны, знаете ли, застыли в противостоянии и сражаются, и иногда, наверное, приходится позволять им сражаться».
Думаю, подробные комментарии здесь излишни. Но на всякий случай поясню: Трамп и Си не против продолжения российско-украинского конфликта и не горят желанием его останавливать. Наоборот, судя по заявлению американского президента, они очень даже за то, чтобы украинцы и русские продолжали убивать друг друга. Иными словами, лидеры США и КНР подтвердили свою и без того очевидную заинтересованность в том, чтобы российско-украинский конфликт носил максимально пролонгированный характер.
А могло ли быть иначе? Думаю, что нет, поскольку сегодня именно США и Китай – главные бенефициары украинской трагедии. США, пользуясь режимом антироссийских санкций, захватывают европейский энергетический рынок. А американский военно-промышленный комплекс уже готовиться осваивать деньги европейских налогоплательщиков, выделенные на закупку оружия для Украины. Китай тем временем скупает дешевую российскую нефть и параллельно наполняет российские рынки совсем не дешевым «ширпотребом». Проще говоря, захватывает экономическое пространство России, пользуясь, в том числе, уходом своих западных конкурентов из нашей страны. Более того, становится уже очевидно, что в случае отказа Индии от российской нефти Китай окончательно утвердится в роли своеобразного «экономического привратника» для Российской Федерации. Станет для российской экономики – и практически монопольным импортером ресурсов, и ведущим экспортером товаров, и главным «расчетно-кассовым центром», через который идут теневые финансовые операции. Будет для России одновременно и доброй «экономической мамой» (снабжающей некачественной едой и одеждой), и злым «экономическим папой». Агрессивным и высокомерным «папой», нагло требующим скидки на углеводороды и угрожающим «обрезать» наши и без того скукожившиеся экономические связи со всем остальным миром.Одним словом, станет для нас «двуликой», как инь и ян, и при этом почти всевластной «экономической сиделкой». Сиделкой, иногда и за дополнительную плату подкармливающей «больного» по имени Российская Федерация, но строго ограничивающей его контакты с внешним миром и уж точно не испытывающей к нему никакого сострадания. И, разумеется, китайская «сиделка» будет всеми силами стремиться к тому, чтобы мы как можно быстрее переписали на нее свое экономическое, а заодно и геополитическое «завещание».
Из всего вышесказанного следует лишь один очевидный и крайне неприятный вывод: США и Китай максимально заинтересованы в дальнейшем ослаблении России. Нынешняя Россия, не смотря на все ее проблемы, пока видится им еще не достаточно дряхлой, аморфной и «сговорчивой». Что же касается судьбы несчастной Украины, то она, разумеется, ни США, ни Китай вообще не волнует. Поэтому Си и Трамп быстро поняли друг друга. Пришли, если не к всеобъемлющему, то к частичному взаимопониманию по Украине. Их совместный вердикт таков: российско-украинский конфликт должен продолжаться как можно дольше, поскольку он полностью отвечает, казалось бы, слабо совместимым геополитическим интересам США и Китая.
Печать